Бегущие по России

В не столь отдаленном будущем что-то произошло непонятное. На территории всей планеты вырубилось электричество, а население в момент вымерло. Уцелел один небольшой круглый участок, включающий часть России и кусочки сопредельных государств от Финляндии до Украины. Москва, само собой, уцелела тоже, куда она денется.

Российская армия панике не поддается, ведет себя, насколько позволяют обстоятельства, спокойно и пытается разобраться в ситуации, высылая в разные стороны разведотряды, которые находят горы трупов без признаков насильственной смерти, пустые улицы и иногда каких-то одиночных неопознанных врагов, как будто людей. Но вдруг однажды ночью из леса прибегают... смотреть далее по ссылке.

Фрагмент из трейлеров фильма "Аванпост", где солдаты напряженно целятся в темную стену из деревьев, а по рации женский голос сообщает про быстро приближающиеся множественные цели крупнее человека, - это чистой воды кликбейт (не сочтите за эвфемизм). Жутко интересно же, что там за цели такие и как они связаны с загадочным апокалипсисом, правда?

Да никак они не связаны. И уж извините, нет мочи и резона хранить эту тайну: из леса прибегают медведи. Огромная толпа свирепых медведей. Которая целенаправленно нападает на военную базу. Откуда, почему, зачем? То никому не ведомо. Объяснение при желании в принципе можно додумать самостоятельно, но вряд ли оно принесет удовлетворение. А фильм вообще-то про вторжение инопланетян.

Нет, ну а чего вы ждали от коллаборации сценариста "Полицейского с Рублевки" и режиссера "Гоголя"? Эпичного фантастического блокбастера, одновременно умного и сногсшибательно красивого? "Аванпост" честно старается таким быть. По сути, единственное, в чем его будет правомерным упрекнуть, так это в том, что за монструозными амбициями не поспевают ни технические возможности, ни рассудок. Замах на рубль, как говорится, а вместо удара - нежный шлепок по попке ладошкой.

Москва, по замыслу, должна была выглядеть как в "Бегущем по лезвию" у Ридли Скотта. И если отойти подальше и прищуриться, то да, выглядит. Всюду здания неоном сияют, дроны стройными рядами летают, все носят прозрачные телефоны, арабы гнездятся в мрачных гетто (последнее оставим без комментариев). Но стоит подойти поближе и разуть глаза, как мираж сразу тает и становится видно, что это все дешевая, криво приклеенная на торговый центр "Атриум" компьютерная мишура. Которая еще более нелепа оттого, что за пределами Москвы будущего Россия будущего совершенно неотличима от обычной России настоящего. На кой черт тогда вообще было городить весь этот киберпанковский антураж эконом-класса? Ясное дело, на кой, фантастика же!

Зато Вооруженные силы России показаны исключительно с лучшей стороны: экипировка навороченная, стильная, роботы четвероногие, как в роликах Boston Dynamics, автоматические турели, экзоскелеты - все по высшему разряду. Да и сами ребята, а также девчата - бравые, отважные, умелые. Вероятно, имеет место здесь и идеологический аспект. Среди двух главных героев фильма один - потомственный офицер, боец спецназа ВДВ (Алексей Чадов его играет). Старший брат погиб в Сирии, отец пропал в охватившей мир тьме, и мотивация у него - доказать, что он тоже достоин гордо носить мундир, причем глобальная катастрофа мотивацию эту не изменила. Второй - вчерашний таксист, живущий с больной мамой и горя по поводу истребления 99,5% землян нисколько не испытывающий, который пошел воевать, чтобы придать своему жалкому существованию какой-то свежий импульс (Петр Федоров). Теперь с трех раз догадайтесь, кто из них окажется мерзавцем. Происходит эта метаморфоза все равно довольно внезапно, но постфактум определенная закономерность прослеживается.

Всеразличные фантастические мотивы, понадерганные отовсюду и утрамбованные в 2,5-часовой хронометраж - к "Бегущему" смело приплюсовываем "Матрицу", "День, когда Земля остановилась", "Звездный десант", "Чужого", фильмы про зомби и похитителей тел, только темпоральных путешествий и параллельных вселенных не хватает, - сливаются в дикую какофонию, от которой мозг заветривается. Дикую, впрочем, не всегда в плохом смысле, ведь орды зомби мы уже не раз имели удовольствие на экранах наблюдать, а вот, допустим, орды управляемых зомби с автоматами и ракетами - это уже следующий уровень и само по себе впечатляет. Однако все же не мешало бы сценарий хоть немножко с логикой подружить и избавить нас от знакомства с невменяемой уфологическо-антропофилософской теорией о происхождении и сущности homo sapiens, достойной передач известного телеканала (древняя развитая цивилизация в теории той, разумеется, присутствует). Как и от иных диалогов, где встречаются подчас замечательные фразы вроде "Если бы я врала, я бы не сидела спиной к выходу".

С учетом всей полоумности, громоздкости и общей бедноты светлые пятна в "Аванпосте" все же порой встречаются. Среди груды корявых спецэффектов нет-нет, да и проблеснет без натяжек живописный кадр. В преимущественно идиотском, перегруженном чем попало сюжете возникнет маленький любопытный закоулок. Появится здорово придуманная, пусть и не столь здорово исполненная, сцена с обвешанными СВУ зомби-камикадзе, которые прыгают сверху на броневики, продирающиеся через плотную массу зомби-граждан. Медведи, опять же, - глупо, но неординарно и весело. Короче, не все так уж печально. Почти даже нестыдно. И нескучно, что уже хорошо. Всяко приятнее опусов Бондарчука и всех остальных попыток сделать в России масштабное современное фантастическое кино. А их, этих остальных, и не было фактически.

3