21.11.2019 13:56
    Поделиться

    МЦД или "наземное метро": руководство пользователя

    21 ноября официально открылись первые два Московских центральных диаметра, новое "наземное метро". Первый МЦД - от Лобни до Одинцова, второй - от Подольска до Нахабина. "РГ" рассказывает, что же это такое, и чем они хороши (и плохи) для пассажиров.

    МЦД - радиальные железнодорожные направления, которые работают как метро. Поезда ходят с 05:30 до 01:00 через равные интервалы и, конечно, без обеденных окон и перерывов. Предполагаются пересадки на метро, МЦК, и наземный транспорт. На некоторых станциях даже по принципу (пардон) "сухие ноги". Проще говоря, крытые переходы. Система оплаты объединена со всем остальным общественным транспортом Москвы. Фактически это как линия метро, только начинается и заканчивается в пригороде, проходя через весь город.

    Такие же транспортные системы, когда железная дорога включена в общую сеть общественного транспорта, работают во многих городах мира.

    Всего в разработке сейчас пять ЖД направлений. После Белорусско-Савеловского и Курско-Рижского появятся Ленинградско-Казанский, Киевско-Горьковский и Ярославско-Павелецкий диаметры. Маршруты трех последних могут изменить.

    Как и какие поезда ходят на МЦД

    Поезда на МЦД 1 и 2 будут ходить каждые 5-6 минут. На первом этапе, возможно, этот интервал увеличат. Остановки будут почти такими же частыми, как в метро, поэтому для МЦД разработали первую отечественную городскую электричку "Иволга", в которую можно быстро войти и также быстро выйти. В ней нет тамбуров, двери шире обычных, широкие проходы и в самом вагоне. И много поручней. Уже выпущено две версии "Иволг". Первая придет на Курско-Рижское направление, вторая - на Савеловско-Белорусское. Во второй модифицирован салон - появились широкие информтабло над дверями, крошечные столики для кофе между сиденьями, а зарядки для гаджетов есть рядом с каждым сиденьем. Табло и зарядки стоят в первой "Иволге", но их меньше. В обеих версиях, конечно, и климат-контроль, действует система обеззараживания воздуха. Есть и просторные туалетные комнаты даже с пеленальными столиками, на поручнях "теплое" покрытие.

    Кроме того, у второй "Иволги" поменялось и "лицо" - его полностью "сгладили", избавив от характерных "глаз" первой версии.

    Сначала первые два диаметра будут работать в смешанном режиме - поезда пойдут вместе с обычными электричками. Департамент транспорта обещает, что количество "дальних" поездов не изменится.

    Сколько стоит проезд и как платить?

    Все поездки разделены на зоны, и от этого зависит тариф. Стоимость поездки в зоне "Центральная" (в пределах станций Сетунь - Марк и Остафьево - Волоколамская) - 38 руб. по тарифу "Кошелек".

    В эту цену уже включены пересадки на метро и МЦК - их нужно успеть сделать в течение 90 минут. С пересадкой на наземный транспорт выйдет 59 руб. За 1900 руб. можно купить 60 поездок. Действуют и абонементы: сутки - 230 руб., трое суток - 438 руб., 30 дней - 2170 руб., 90 дней - 5430 руб., 365 дней - 19 500 руб. Возможна и бесконтактная оплата картами, поддерживающими PayPass и PayWave, или смартфоном с GooglePay, SamsungPay и ApplePay - заплатить в этом случае за поездку придется 42 руб.

    Зона "Пригород" стоит дороже. Зато в нее уже включен весь периметр обоих диаметров. Одна поездка - 45 руб. с пересадками на метро и МЦК, а вместе с "наземкой" - 83 руб. Совсем недавно с областным правительством согласовали и абонементы. Они уже работают, их можно записать на "Тройку": сутки - 285 руб., трое суток - 545 руб., 30 дней - 2570 руб., 90 дней - 6940 руб., 365 дней - 24 450 руб. Со всеми видами бесконтактной оплаты стоимость поездки - 49 руб. Для зоны "Дальняя" фиксированной стоимости нет. Расчет идет по принципу "дальше едешь - больше платишь". Просто, выезжая из "Пригорода", нужно к 45 руб. добавлять 23 руб. за каждые 10 км пути. Но имейте в виду, что оплата картой "Тройка" или "Тройка-Стрелка" возможна только в пределах станций Кубинка, Дмитров, Чехов и Новоиерусалимская.

    Первое, что нужно сделать перед поездкой по диаметрам, это перепрограммировать "Тройку". Поскольку объединяется система оплаты железной дороги вместе с системой оплаты общественного транспорта Москвы, то понадобилась серьезная доработка ПО. И, чтобы ездить по МЦД, нужно будет перепрошить "Тройку". Перекодировка - это как апгрейд ПО, чтобы что-то работало, надо поставить новую версию. Чтобы ездить по МЦД, надо записать новую версию ПО для "Тройки".

    "Тройку" под МЦД можно перепрошивать в кассах и автоматах метро и ЦППК, в желтых валидаторах в метро, в приложении "Метро Москвы", если у вас телефон на базе Андроида. Это недолго (на 11:00 20.11 уже перекодировали 1,6 млн "Троек" из 26 млн, находящихся в обороте).

    Проверить, перепрошилась ли карта через приложение в телефоне, можно таким извращенным способом: проходите через турникет метро, подходите к желтому терминалу, подносите билет. Если на экране появилось время бесплатной пересадки на МЦД, то значит карта перепрошилась.

    Кольца, браслеты, брелоки надо перекодировать тоже.

    ИНФОГРАФИКА "РГ" / АЛЕКСАНДР ЧИСТОВ / ИВАН ПЫШЕЧКИН

    Как я отличу МЦД от обычной электрички?

    У каждой линии МЦД будет свой "фирменный" цвет, как у линий метро, в него раскрашивают некоторые станционные элементы. У МЦД 1 - это физалис, оранжевый. У МЦД 2 - фуксия, фиолетовый. Кроме того, для МЦД разработан особый дизайн. Все станции приводят к единообразию. На части платформ к запуску движения обошлись минимумом - полностью заменили навигацию, фонари, плитку, лавочки, заборы, модули, где можно прятаться от дождя. На ключевых станциях (Нахабино, Опалиха, Подольск) полная реконструкция - появляются новые платформы, теплые пешеходные мосты с лифтами и эскалаторами (конкорсы - так они правильно называются).

    Кроме того, РЖД строит около десятка новых станций. На Курско-Рижском направлении это Остафьево, Котляково, Печатники, Новохохловская (уже открыта), Марьина Роща, Щукинская (пересадка на метро "Щукинская"), Волоколамская (пересадка на метро "Волоколамская"), Пойма. На Белорусско-Савеловском диаметре уже заработал Инновационный центр, Славянский бульвар (пересадка на станцию Арбатско-Покровской линии метро), Дмитровская.

    Недостатки

    МЦД - масштабный проект, воплощение которого растянется на несколько лет. Пассажирам придется потерпеть многочисленные стройки станций и путей, пересадок, недоделки в новых помещениях конкорсов, временные деревянные платформы. Возможны и накладки с расписанием.

    Эффекты

    В то же время "овчинка" стоит выделки. Пассажиры получат стабильный транспорт, новые маршруты, время в пути уменьшится до 50 процентов (в том числе, за счет нового расписания), кроме того, люди смогут экономить на проезде. Разгрузятся линии метро, появятся альтернативные маршруты. Кстати, построить их и рассчитать будущую стоимость проезда можно уже сейчас на официальном сайте проекта.

    Что говорят пассажиры

    Валерия Семенова:

    Я примерно представляю смысл проекта МЦД. Но только примерно. Знаю, что поезда будут проходить через некоторые существующие станции метро, откроют удобные для меня пересадки на МЦД 2. А впоследствии откроются диаметры и до Зеленограда! Насколько я знаю, у меня около дома станция Красный строитель. Наверное, ей и буду пользоваться. Потому что до открытия диаметров приходилось долго ехать на метро, а потом еще и на автобусе.

    Роман Рябушев:

    Я знаю, что МЦД - это "наземное метро". Что-то наподобие МЦК, только это не замкнутое кольцо, а радиальные линии через всю Москву и область. Для меня МЦД очень удобны. Ведь живу я в Подмосковье, а работаю в столичном метрополитене. Так что проезд у меня бесплатный.

    Михаил Иванов:

    С одной стороны, МЦД - дело хорошее. С другой, я пока не представляю, как буду их использовать. Может быть, раз в год и прокачусь, а так - у меня есть проверенные маршруты, в которые новые диаметры пока не вписываются.

    Роман Залевский:

    Отличный проект, укрепил транспортную систему Москвы. Теперь еще удобнее добираться из столицы в область и обратно. У меня, например, есть примерные варианты, как добраться на МЦД на работу, домой, к друзьям.

    А как было сегодня утром...

    ....испытал на себе корреспондент "РГ" Сергей Жуков:

    Живу в Нахабино - конечная МЦД 2. Вышел заранее, чтобы вовремя успеть на работу. Спойлер - опоздал! Новая станция еще строится, платформы временные, деревянные. Одну, уже почти готовую, открыли в четверг. Правда, много чего еще не готово, плитка в некоторых местах уже треснула. К платформе можно спуститься по деревянной лестнице, сколоченной наспех. Пандусы слишком крутые, поручни далеко. Ступени с утра подморозило, девушка поскользнулась, коляска с малышом выскочила из рук и полетела вниз. Ловили всей станцией. С ребенком, слава богу, все хорошо. Справедливости ради, тут же на помощь пришли дежурившие рядом волонтеры и сотрудники станции.

    Навигация на станции уже есть, но радости от этого пока мало - появились новые обозначения, номера путей, которых раньше не было. На платформах полная неразбериха: пассажиры не понимают, какой поезд ловить и как оплачивать проезд. Пришло две электрички, часть людей ринулась в одну из них. За ними и я. Чуть не уехал в Волоколамск. Спросить-то не у кого. На мои вопросы сотрудники станции лишь пожимают плечами. Говорят, слушайте объявления диспетчера. А по расписанию утром поезда не ходили, опаздывали в среднем на минут 10. Неожиданным сюрпризом стали шестивагонные "Иволги". Пассажирам пришлось невольно "играть в салочки", бегая с одного на другой конец платформы. Отказали и валидаторы. В вагонах каждый второй задает вопросы контролерам - как активировать "Тройку", что делать с длинными абонементами на электричку и так далее. Вопросов пока больше, нежели удобства и комфорта.

    Поделиться