"Твой папа - фашист": что смотреть на фестивале немецкого кино в Москве

Журнал
    28.11.2019, 17:54
18-й фестиваль German Films стартовал накануне в российской столице показом костюмной мелодрамы "Фабрика грёз", а сегодня продолжится основанной на реальных событиях картиной "Всего лишь женщина", излагающей душераздирающую историю иммигрантки из Турции Хатун Сюрючи, которая была убита братом-фундаменталистом в 2005 году. Впереди ещё немало любопытных лент немецких киноделов, в совокупности представляющих собой небезынтересный социокультурный срез, и о некоторых мы расскажем подробнее.
Кадр из фильма "Родина - это место во времени". Фото: kinopoisk.ru Кадр из фильма "Родина - это место во времени". Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Родина - это место во времени". Фото: kinopoisk.ru

Самый, пожалуй, необычный номер обширной программы - монументальное полотно "Родина - это место во времени". Режиссёр Томас Хайзе предлагает пережить специфический кинематографический опыт: фильм длится три часа сорок минут, а его экспериментальная форма устроит проверку на прочность интересующимся германской историей.

Неспешно чередуются виды современной Германии, чёрно-белые, контрастные, медитативно растянутые - объектив оператора Стефана Нойбергера всматривается в пространство своей Heimat и пытается разглядеть в нём знаки ушедших времён. На этом эффектном фоне Хайзе зачитывает документы и письма из семейного архива, копившиеся с начала XX века. Режиссёр не избегает острых моментов - вот униженное покаяние за межрасовый брак перед нацистскими властями, вот донос в штази - и не боится озвучивать непопулярное мнение, проговаривая критические, порой - удивительно пророческие наблюдения предков о крахе социалистической системы - как в Германии, так и в мире.

На примере одной немецкой семьи изучается захватывающая и кошмарная история страны в безумном столетии. В итоге формируется целостная картина из множества частностей. Самым усидчивым зрителям воздастся за терпение - недаром на минувшем Берлинале их оказалось так много, что потребовались дополнительные сеансы.

К жестокой науке прошлого - тогда ещё недалёкого - обращался и Зигфрид Ленц в бестселлере послевоенных лет "Уроки немецкого", который в этом году экранизировал режиссёр Кристиан Швохов.

Мальчик Зигги растёт в провинции в семье полицейского, с фанатичным рвением "исполняющего долг" перед нацистским правительством. От этого деятельного безумия страдает старый друг семейства - художник, чьё искусство признано "тысячелетним рейхом" "дегенеративным".

Но настоящей жертвой оказывается сын изувера, чья психика просто не выдерживает отцовской невменяемости, ширящейся на благодатной почве тотальной ненависти. Настолько всеобъемлющей и гнетущей, что даже в этой просторной пасторали абсолютная несвобода ощущается физически.

Драмедия "Гундерманн" обращается к проблематике конфликта убеждений коммуниста-романтика с кондовой идеологической догматикой и неприглядной реальностью, на ней выстроенной.

Трогательный и неповерхностный байопик о трагикомичной судьбе известного в ГДР рок-музыканта, совмещавшего творческую карьеру с работой экскаваторщиком и постукиванием на своё окружение в штази.

Режиссёр Андреас Дрезен, не отрицая очевидной безобразности некоторых поступков протагониста, находит здесь место юмору, не скатываясь в тупое морализаторство и отказываясь от искушения выкрутить до отказа ручку безоговорочного осуждения. Он рассказывает о жизни во многом наивного чудака, пытаясь вместе с героем найти ему оправдание. И, в общем-то, преуспевает.

Каролина Линк прославилась, став обладателем "Оскара" за "Нигде в Африке", семейную сагу о евреях, бежавших от нацистов. Там особое внимание уделялось вопросам формирования личности. Новая картина Каролины "Мальчику нужен воздух" (или "Учусь плавать") рассматривает тот же процесс в менее экстремальных условиях, которые, впрочем, никогда не бывают для ребёнка простыми.

Ханс-Петер во многом похож на Бобби из мультсериала "Царь горы", он - пухлый, дружелюбный и чрезвычайно артистичный рохля. Мальчик постоянно сталкивается с непониманием сверстников и учится примиряться с реальностью, а та продолжает наносить ему звонкие подзатыльники и болезненные удары. На что он отвечает открытой и беззлобной улыбкой. Милое и очень обаятельное кино о взрослении, не пытающееся прыгнуть выше головы.

Ещё более проблемный период в человеческой жизни - в центре внимания "Прелюда", мрачной драмы о музыкальной школе, руководимой деспотичной самодуркой, которая доводит переживающих нежный возраст подопечных вечными придирками до полного исступления.

Сравнения с великими "Суспириями", конечно, в немалой степени условны, но атмосфера безысходной паранойи, умело нагнетаемая мастерской работой со звуком, действительно делает фильм Сабрины Сараби чем-то большим, чем просто очередная страдальческая подростковая драма.

Ещё один небезынтересный образец современного немецкого кино - политический триллер Филиппа Лайнемана "Взрослые игры", предлагающий своё видение подковёрных игр в натовской элите. Пахнущих предательством и кровью, конечно.

Главный герой, агент внешней разведки ФРГ, по мере сил борется с царящими вокруг невежеством, надменностью и жлобством, пытаясь раскрыть хитрую схему по обеспечению террористов оружием, пока тут и там обнаруживаются новые трупы. Крепкий представитель жанра, достаточно убедительно смотрящийся на фоне кучи американских аналогов.

Для любителей экзотики - сентиментально-хулиганистая притча "Ночь прекрасна". Её автор Ксавье Бём - графический дизайнер, и визуальная сторона этого ироничного нуара напоминает об этом ежеминутно.

Молодой ипохондрик, начинающий андеграундный музыкант, шатается по загаженным закоулкам брутального ночного Берлина в компании Смерти, явившейся ему в облике небритого жулика средних лет, и симпатичной наркозависимой работницы сферы эротических услуг.

Их нелепые приключения проходят в атмосфере апатичного безумия, ведя странноватую троицу к идее всепобеждающей любви. Идея не шибко оригинальна, зато утверждается она своеобразным способом.

С полным расписанием можно ознакомиться на сайте организаторов.