29.11.2019 17:58
    Поделиться

    В России 4,5 млн человек поставлены на диспансерное наблюдение

    Своевременное и качественное диспансерное наблюдение - необходимое условие для улучшения показателей здоровья россиян, оно обеспечивает преемственность лечения и лучший врачебный контроль за состоянием пацицентов. В этом году по итогам диспансеризации под постоянный контроль врачей взяли 4,5 миллиона человек, а общее число пациентов на диспансерном наблюдении превысило 20 миллионов - такие данные привела сегодня заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук, выступая на проходящем сегодня в Москве Всероссийском конгрессе пациентов.
    Александр Кряжев/ РИА Новости

    С нынешнего года перечень заболеваний и состояний, при выявлении которых у больного его ставят на диспансерное наблюдение, стал шире. Например, теперь в него входят не только серьезные заболевания сердца и сосудов, состояния после хирургических операций, диабет, но также и "пограничные" состояния предболезни (так называемый предиабет), когда вмешательство доктора и смоблюдение пациентом его рекомендаций вполне способно остановить развитие болезни. После выявления недугов, входящих в утвержденный минздравом перечень, врачи обязаны более пристально наблюдать таких пациентов, регулярно приглашать их на прием для обследования и корректировки терапии - в этом, собственно, и состоит суть диспансерного наблюдения.

    Чтобы это правило выполнялось, нацпроектом "Здравоохранение" предусмотрен механизм контроля за медицинскими учреждениями. Это одна из приоритетных задач, которая возложена на страховые медицинские организации.

    В ФОМС отмечают, что страховые медорганизации не только разъясняют гражданам, где и как можно записаться на диспансеризацию, но и информируют, когда приезжает мобильная бригада (если ресчь идет о сельской местности). После завершения диспансеризации работа продолжается: все выявленные хроники ставятся на диспансерное наблюдение. А страховщики контролируют медицинские организации, отслеживая, как часто пациентов приглашают на прием в рамках диспансерного наблюдения, приходят ли люди, выполняют ли назначения врачей. "Это индивидуальная работа страховых представителей, которая дает пациенту возможность узнать о своих правах", - пояснила Светлана Кравчук.

    С этого года началась масштабная работа страховых представителей с пациентами онкологического профиля. По новым правилам, на информационном портале территориальных фондов ОМС должны фиксироваться истории болезни пациентов начиная с момента возникновения подозрения на рак или уже когда диагноз подтвердился. А затем в информационной базе фиксируются все этапы лечения. Это дает возможность страховщикам контролировать ход лечения, отслеживать возникающие нарушения (например, затягивание сроков диагностики, госпитализации, проведения химиотерапии и т.д.) и оперативно помогать пациентам получить качественное и своевременное лечение.

    Важно, что такой контроль идет не по обращениям пациентов, а в плановом порядке, ежемесячно, благодаря чему пациент получает возможность независимой оценки качества лечения в максимально короткие сроки. Так, по мнению представителей ФФОМС, можно добиться улучшения результатов терапии.

    В ФОМС также напоминают, что с этого года началась масштабная работа страховых представителей с пациентами онкологического профиля. "В этом году 70 миллиардов рублей дополнительно направлено на химиотерапию, на обеспечение необходимыми препаратами онкопациентов. В следующем году мы увеличиваем еще на 50 миллиардов рублей вложения в лечение онкозаболеваний. В систему ОМС входит не только ПЭТ-диагностика, но и ПЭТ-лечение", - рассказала Кравчук.

    В новых правилах появилась норма о формировании страховыми медицинскими организациями на информационном портале территориальных фондов ОМС истории страховых случаев пациентов с подозрением на злокачественное новообразование или с подтвержденными ЗНО. Таким образом, создаётся интегрированная база информационных данных для быстрой оценки места и времени нахождения пациента на этапах диагностики и лечения. Это дает возможность СМО оперативно восстанавливать нарушенные права пациентов, а также контролировать ход лечения. И такой контроль идет не по обращениям пациентов, а в плановом порядке, ежемесячно. Таким образом, благодаря более жесткому контролю в сжатые сроки пациент получает возможность независимой оценки качества медицинской помощи через малое время после начала лечения, а выявление нарушений на ранней стадии оказания медпомощи онкологическим больным позволяет минимизировать риск усугубления состояния больного. Все это позволяет оценить качество помощи онкобольным с момента постановки диагноза.

    "Это позволяет нам обеспечить пациентам средства и медицинские современные технологии, в которых они нуждаются", - добавила Светлана Кравчук.

    Кроме того, она отметила важность обратной связи страховых представителей со страховыми медицинскими организациями, важность включения представителей пациентских организаций в координационные советы по защите прав застрахованных в регионах, а также необходимость систематизации работу фондов ОМС с пациентскими сообществами.

    Поделиться