Обломов в исполнении Егора Бакулина - такой добродушный и нежный увалень, по сути - инфантильный ребенок, взрослости которого хватило лишь на то, чтобы не позволить предприимчивым друзьям женить его на Ольге Ильинской (очень точная работа Елизаветы Фалилеевой). И вовсе не молодости и неопытности ее он пожалел, как сам пишет о том в прощальном письме, и не всегдашняя вялость его одолела (в предложенных обстоятельствах такому тюфяку проще было бы плыть по течению к намеченному окружающими венчанию).
Он просто вовремя осознал, что такую активную жену, как Ольга Ильинская, ему "не потянуть". Не сможет он соответствовать ее запросам. Так что правильно сделал, что вовремя соскочил. Ведь судя по дальнейшему развитию событий, она и бодрого Штольца (Родион Приходько) сумела измотать своими высокими требованиями...
Я сейчас - не о книге, о спектакле, где многие персонажи обрисовались нам с новой стороны.
Благодаря режиссерскому прочтению вдруг стало очевидно: населяющие роман Гончарова герои, по сути - сплошь гоголевские типы. Чего стоит хотя бы вереница обломовских знакомцев, навещающих его на петербургской квартире! Эти Ноздревы и прочие Ляпкины-Тяпкины хоть и зовутся здесь по-другому, до боли напоминают тех, уже описанных. И если суетливый образ неутомимого Штольца заставляет вспомнить предприимчивого Чичикова, то сам Илья Ильич - просто гибрид Манилова и Собакевича: та же мечтательность в сочетании с гастрономическими усладами и растущим обжорством приводят этого барина к закономерному финалу.
Да, Леонид Алимов сумел обнаружить для зрителя интертекстуальные связи. В почерке этого режиссера вообще всегда чувствуется его огромная любовь к русскому роману. Но в данном случае это бережное, чересчур въедливое обращение с классикой сыграло не лучшую роль. Спектакль перенасыщен длиннющими монологами, персонажи, как и положено в романах XIX века, подробнейшим образом высказывают свои идеи и не могут остановиться. В результате пронзительные откровения Обломова - вроде "трудно быть умным и искренним в одно и то же время" - едва не теряются в многословии Гончарова.
Замечательно придумана сценография, но парящая в воздухе мебель, многочисленные банки с соленьями-вареньями лишь иногда вступают в игру, чаще оставаясь лишь красивым антуражем, не более. Да, обаятельный эскапизм Обломова приводит его к полной деградации. А по пути заставляет вспомнить множество не менее обаятельных знакомцев, которых сгубил тот же принцип жизни - не напрягаться. Но ответа на вопрос, стоит напрягаться или нет, спектакль ответа не дает. Перечитаем книгу?