Пусть человечки полетают
Молодой и гладко выбритый Джеймс Глейшер (Эдди Редмэйн) нежно лелеет мечту предсказывать погоду, чтобы сделать мир чуточку лучше. Для этого ему необходим воздушный шар. Бородатые старшие коллеги из академии наук, выслушав пламенные речи юнца, поднимают его на смех: ишь чего удумал, погоду предсказывать, какая чепуха, ха-ха-ха. И выделить средства на авантюру, естественно, отказываются. Один лишь смуглый друг (Химеш Патель) поддерживает его идеи. Кроме того, у Джеймса есть теряющий рассудок отец, но это уж вовсе не обязательная подробность.
Сопроводить непризнанного самородка (стоявшего у истоков Королевского метеорологического общества за 12 лет до описываемых событий, но кому какое дело) вызывается отважная барышня Амелия Рен (Фелисити Джонс), несущая багаж тяжелой утраты - с ней приключилось то же несчастье, что и с упомянутой Софи Бланшар, чей муж и единомышленник выпал из корзины. Выделяет персонажа Джонс также взбалмошный характер - на торжественной церемонии отбытия Амелия устраивает искрометное шоу: на глазах изумленной публики крутит сальто, и, уже на внушительное расстояние от земли оторвавшись, выкидывает за борт любимую собачонку (не волнуйтесь, животное не пострадает).
"Предполетная" часть фильма предельно стандартна и до безобразия предсказуема, как список участников "Голубого огонька". Женщине-воздухоплавательнице все говорят, что не женское это дело, как же семья, часики-то тикают и так далее. Ученому, который хочет как ветер петь и над землей лететь, все, за исключением верного смуглого друга, говорят, что это мечты и ничего в них нет. Не стоит, кстати, недооценивать значимость смуглого друга, ведь он и разнообразию способствует, и пафосный афоризм для трейлера изрекает: "Есть те, кто тянется к звездам, и те, кто помогает их достичь". А чтобы пафосный афоризм не был совсем пустым звуком, воспроизводит очередной штамп, когда надо уломать воздухоплавательницу, а то ж у нее, как мы помним, трагедия, и она потому сомневается. Вся эта прекраснодушная бредятина притом, несомненно, должна вдохновлять.
Реализация собственно полета исполнена в довольно сдержанной манере. Добрались до облаков - ого, да тут мокро и трясет. Поднялись повыше - ого, да тут бабочки. Поднялись еще повыше - ого, да тут холодно. Затем следует быстрый спуск с ветерком. И вывод: атмосфера состоит из слоев. Лишь изредка "Аэронавты" проявляют свой потенциал и показывают, каким фильм должен быть в идеальном мире. В такие моменты "Аэронавты" напоминают "Гравитацию" Альфонсо Куарона - Фелисити Джонс лихо ползает по дотошно воссозданному аутентичному шару, цепляясь за канаты обмороженными руками и ежеминутно рискуя сорваться, параллельно вовсю работает эффект присутствия, достигаемый грамотным, почти незримым использованием хромакея, а где-то и живыми съемками в воздухе.
Скорее всего, в голове режиссера Тома Харпера все путешествие на аэростате рисовалось примерно таким. Однако, за исключением парочки отдельных зрелищных сцен, в целом оно выглядит куда слабее: два из шаблонов склеенных болванчика, не более выразительных, чем мешки с песком, которые не связаны какими-либо тесными отношениями и преследуют различные, но одинаково туманно обозначенные цели, болтаются среди красивых облаков. И предваряющая эти болтания высосанная из пальца слащавая нудятина только усугубляет впечатление. Хотите чего-то действительно захватывающего и драматичного про метеорологию и полеты? Почитайте лучше роман "Иду на грозу" Даниила Гранина. У него еще экранизация есть, правда, сильно устаревшая, и неплохо было бы ее обновить, но учитывая нынешнее состояние отечественного кинематографа, сами понимаете.