На Севере России показали волшебное яйцо

В старинном Вельске открылась выставка с уникальными экспонатами

В новой экспозиции Вельского краеведческого музея посетителям представили клад Смутного времени и редчайшее пасхальное яйцо, пролежавшие в запасниках несколько десятков лет.

Павел Кононов
Павел Кононов

Они стали экспонатами выставки "Сто жемчужин Вельского музея", презентовавшей уникальные предметы этнографии, нумизматики, произведения иконописи, графики, живописи из музейных коллекций.

Средневековые серебряные монеты-чешуйки, серьги с позолотой, перстни, заколки для волос и нательные крестики - каждый можно детально рассмотреть на специально приобретенной для клада стеклянной витрине с расположенным прямо на ней передвижным увеличительным стеклом.

- Конечно, монетки-чешуйки встречаются во многих музейных собраниях, но такой цельный клад - и монеты, и украшения, и перстни-печатки в одном керамическом горшке - большая редкость, - рассказала "Родине" директор Вельского краеведческого музея, лауреат премии имени Лихачева Галина Веревкина.

По ее словам, клад стал "маркером эпохи". Дело в том, что дорогие украшения бытовали у населения Поважья XVI века. это связано с тем, что важские земли при Иване Грозном получили самоуправление, не выводились в земщину, оставались экономически развитыми, славились промыслами и крупнейшей на Севере России Важской Благовещенской ярмаркой. Скорее всего, владелец клада закопал семейные сокровища во времена Смуты:

- Набеги польско-литовских интервентов в период Смутного времени спровоцировали миграцию населения Поважья: в начале XVII века было разорено и разграблено множество важских дворов и церквей, начался отток местных жителей за Урал. Этот клад, скорее всего, принадлежал кому-то из зажиточных крестьян или торговцев, ушедшему на восток в надежде вернуться.

Коллекция перстней. / предоставлено Вельским краеведческим музеем

Кстати, клад был найден на берегу реки Вель близ поселка Шунема еще в середине 60-х годов прошлого века - горшок с сокровищами строители извлекли из земли бульдозером. После этого монетки-чешуйки оказались в "сундуках" местных жителей. Ведь тогда, по советским законам, за клад полагалось 25 процентов от его стоимости. Вельским краеведам пришлось ходить по домам и уговаривать людей принести монеты в районный музей. Многие проявили сознательность - таким образом удалось сохранить хотя бы часть сокровищ.

В середине 1990-х годов клад был отреставрирован в Санкт-Петербурге. Но его все равно не могли экспонировать: серебро при большой влажности начинает "цвести", а создать необходимые условия в районном музее в те времена было практически невозможно. Открыть для посетителей клад Смутного времени удалось только в новом выставочном пространстве. Оно разместилось в историческом памятнике - доме торгующего крестьянина Василия Шичева. 

В начале прошлого века здесь, на центральной площади Вельска, размещались торговые лавки Шичева, а в советское время - книжный магазин. После пожара здание долгое время стояло заброшенным, пока его не передали музею. Теперь в бывшем крестьянском доме оборудована современная система, позволяющая хранить исторические коллекции при нужной температуре и влажности. Возвращение городу дома Шичева было приурочено к столетию Вельского краеведческого музея, из областной казны для этого выделили около 15 миллионов рублей.

Еще одна из вельских жемчужин - подвесное пасхальное яйцо конца XIX века. Сложнейшая конструкция - крошечные иконки с окладами, подсвечники, шарики и колечки из фольги и металла - "спрятана" в стеклянный шар. Такой вот древний "киндер-сюрприз"!

Троицкий собор в Вельске. / предоставлено Вельским краеведческим музеем

Как рассказал "Родине" кандидат исторических наук Алексей Едовин, вельское яйцо стилизовано по "моде" конца XIX века:

- Подсвечники выполнены из яркого металла, отражающего свет, поэтому создается ощущение, что они горят. Яйцо попало в музей из Троицкого собора Вельска. Но как оно там оказалось, сегодня сказать сложно. Работа демонстрирует высочайшее мастерство стеклодува, - ведь сначала была сооружена внутренняя конструкция, которую затем "обдули" стеклом.

По словам экспертов, подобных экспонатов в музеях России больше нет. Кстати, в Троицком соборе Вельска, куда в 1936-м на время переехал музей, большинство дорогой церковной утвари еще в 20-х годах прошлого века было передано в помощь голодающим.

Но стеклянный шар, по мнению членов комиссии "Помгол", особой ценности не представлял. Поэтому пасхальное яйцо, или, как его еще называют, "волшебный фонарик", светит сегодня всем, кто приходит в дом крестьянина Шичева.