...Маленькая кобылка лежала в снегу, уже не пытаясь подняться. Возвращаясь с рыбалки, Наталья и Яков заметили погибающее животное. Вначале они подумали, что лошадь просто застряла в сугробе, но, подойдя ближе, поняли: она сильно ослабела от голода. Сбегав в сельский магазин за яблоками, люди накормили лошадь, с большим трудом затащили в волокушу снегохода и отвезли в сарай. Супруги очень надеялись выходить ее, кормили, ухаживали. Казалось, ей становилось лучше. Наталья со слезами на глазах упрашивала лошадку: "Живи, хорошая! Пожалуйста, живи!"
- Когда мы пришли навестить ее в очередной раз, она обрадовалась, стала дергать ногами, будто пыталась встать. Мы решили, что у нее наконец-то появились силы. Попробовали ее поднять, но она опустила голову и умерла у нас на руках. Видимо, помогать мы ей начали, когда было уже слишком поздно, - говорит Наталья.
- Весной на них страшно смотреть - ребра торчат, - добавляет Яков. - Каждый год кто-нибудь умирает.
От погибшей кобылы остался маленький жеребенок. Яков и Наталья его выкормили, и теперь он стал молодым красивым конем.
Историю кузоменских лошадей не назовешь мировой сенсацией. Но в ней переплетаются очарование, красота и грусть, так же как в истории всего этого края, где среди песков на берегу реки Варзуги стоит древнее поморское село.
Ученые сочли кузоменских лошадей представителями неизвестной ранее породы. Во Всероссийском НИИ коневодства провели анализ их ДНК, а в Российской академии сельскохозяйственных наук дали этой популяции предварительное название "арктическая лошадь".
Но, по словам местных жителей, все гораздо проще. Как рассказал председатель рыболовецкого колхоза "Беломорский рыбак" Андрей Рейзвих, в 1988 году было решено завезти на Терский берег овцебыков, яков, а также четырнадцать кобыл и трех жеребцов якутской породы, чтобы использовать в местном сельском хозяйстве. Их доставили сюда из Оймякона на самолете военно-транспортной авиации и поселили в конюшне-загоне. Но вместе с рушащимся СССР развалилась экономика отдаленных сел. Лошади оказались никому не нужны. Жеребцы, выбрав себе кобыл, разбились на три табуна. Большая их часть облюбовала окрестности сел Чаваньга и Тетрино, где сейчас живут около сорока лошадей. Но небольшая группа лошадей перебралась через реку Варзугу и поселилась на другом ее берегу, около Кузомени.
С тех пор лошади Кузоменских песков стали главной местной достопримечательностью. Туристы приезжают сюда не только чтобы полюбоваться здешними пейзажами, наполненными покоем и умиротворением, но и в надежде увидеть красивых лошадей с пушистыми гривами.
Летом лошадям раздолье - корма хватает, да еще и туристы вкусняшками балуют. Но зимой приходится тяжело. В этих местах травы очень мало, поэтому голодные кони обходят дома Кузомени, топчутся у магазина. Местные жители иногда угощают их овощами, хлебом или сухарями.
- Возле Кузомени живут два маленьких стада, - рассказывает Яков. - В одном три жеребца, в другом - жеребец, кобыла и жеребенок. Кобыла беременеет каждый год. Но если погибнет и она, то стадо будет обречено на вымирание. Какие-то перспективы появятся, если она на следующий год принесет жеребенка-кобылку.
Яков и Наталья решили помочь лошадям выжить. Кинув клич по знакомым, собрали для них корм - сено, овес, комбикорм, овощи. Затем объявили сбор средств в соцсетях. На собранные деньги предполагается по мере необходимости закупать для лошадей овощи. Заготовить их сразу на всю зиму невозможно - негде хранить. Некоторую сумму перечислили работники одного из крупных энергетических предприятий Мурманской области. Весной станция юннатов собрала десять мешков сухарей. Кто-то привозит сено, кто-то - крупы, яблоки, морковку и свеклу.
- Корма требуется немало, - продолжает Яков. - В одной из передач про Великую Отечественную войну говорилось, что лошадям, на которых ездили верхом, давали по два-три килограмма овса в сутки, а тем, которые таскали повозки или орудия - четыре-пять килограммов. Так что нашим коням мы рассчитываем давать в среднем килограмма по два. Сейчас у нас есть около полутора тонн провизии, и еще вскоре привезут. Да и деньги у нас от акции остались, будем покупать овощи для кобылы и жеребенка, и гостей будем просить привозить для них еду. Особенно весной, потому что в это время года лошадям тяжелее всего.
Была еще одна задумка: построить для лошадок укрытие от непогоды. У Якова много техники и большой гараж, в котором он намеревался отгородить часть площади, где животные могли бы укрыться во время мороза или сильного ветра. Но, как выяснилось, сделать это непросто. Альфа-самец, оберегая свои эксклюзивные права на кобылу, нещадно гоняет остальных жеребцов, да и у своего семейства иногда отнимает корм. Точно так же они могут бросаться и на людей. Иногда, когда Наталья несет по двору ведро с кормом, Якову приходится идти рядом с палкой, чтобы отгонять слишком наглых коней.
- Они у нас тут устраивают такие скачки, что могут с ног сшибить, а то и покалечить, - добавляет Яков.
Чунины обдумывают и варианты решения проблемы с недостающей кобылой. Теоретически ее можно доставить с другого берега Варзуги, где живет более многочисленное стадо. Но пока Яков и Наталья не представляют, как это осуществить: добровольно лошадь людям не дастся. Значит, необходимо ее обездвижить и транспортировать в Кузомень. Задача эта, как предполагает Яков, будет нелегкой и недешевой.
- Думаю, со временем мы придумаем, как это сделать, - резюмирует Яков. - Главное, что собранного корма нам хватит до весны. Эта зима будет первой в жизни лошадей, в которую им не придется голодать.
"Жарко, даже знойно и совершенно непривычно. Мы не в Азии и не в Африке, а за полярным кругом, но погружение в реальность пустыни полное. В поисках интересных мест для съемки отходим довольно далеко от машины, оставляя в ней открытыми окна. Возвращаясь, мы видим у автомобиля... лошадь. Вот оно чудо - дикая кузоменская лошадь! Крадемся. Как бы не спугнуть... Но тут лошадь "по самые плечи" залезает в окно нашей "Нивы". А ведь там документы, деньги... Спохватившись, бежим к ворюге со всех ног. Тот, взбрыкнув, встречает нас с недружелюбным видом, потом подходит к фаре, демонстративно снимает висящую на ней куртку и начинает ее жевать. Бегу к двери, выхватываю хлеб и совершаю обмен. Но этот гопник ведет себя дружелюбно только тогда, когда стоит между нами и машиной и ему дают хлеб. Если попробовать оттереть его от машины, начинает толкаться, кусаться и лягаться. Я пытаюсь одновременно уворачиваться и доставать ключи, но бравый кузоменский конь в очередной раз меня атакует. Спасение приходит в виде подкинутой ему пачки курабье. Длинногривый отвлекся на несколько секунд, и я уже за рулем. Стартер, газ в пол! Как, должно быть, это красиво смотрелось: по заполярным барханам летит "Нива", а за ней галопом скачет вороной конь!"
Из отчета петрозаводчанина Антона об автопутешествии на Кольский полуостров