22.02.2020 21:26
    Рубрика:

    Берлинский киноконкурс открылся историей о внутренних голосах

    Берлинский конкурс открыл аргентино-мексиканский триллер Наталии Меты El Prófugo - у нас его назвали "Чужак", в английском варианте The Intruder - "Нарушитель". Все попытки перевода приблизительны, как условно и испанское название - "Беглец" (имеется в виду - от законного возмездия). Приблизительна и сама эта история психоза героини, которая не только слышит голоса и видит несуществующее, но и подает миру загадочные сигналы, не слышимые ухом, но фиксируемые звукозаписывающей аппаратурой.
    Rei Cine SRL, Picnic Producciones SRL
    Rei Cine SRL, Picnic Producciones SRL

    Фильм основан на романе ужасов "Малое зло". Его героиня Инес (Эрика Ривас) - актриса дубляжа иностранных фильмов, и мы впервые ее встретим в студии, где она профессионально верещит, синхронно с орущей девицей на студийном мониторе изображая ужас. Понятно, что это добра не сулит, и действительно: звукорежиссер за пультом просит повторять эпизод снова и снова - в запись вмешиваются какие-то странные звуки, исторгаемые голосовыми связками героини. Она и прежде не отличалась психической уравновешенностью: панически боится полетов, ей мнится, что стюардесса зарежет ее любовника красавчика Леопольдо, а вскоре он и впрямь погибнет при неясных ей самой, да и нам, зрителям, обстоятельствах.

    Дальше - больше: под воздействием неведомых сил меняется, становится ниже ее голос, и в хоровой капелле, где она поет, ее неожиданно переводят из группы сопрано в меццо. Она не может спать, ее мучают ночные кошмары, ее нервы на пределе. И даже назревающий новый любовник - настройщик органа пылкий Альберто - не в состоянии принести в ее душу мир и покой. В невыразительной, в общем, роли настройщика суперзвезда Аргентины Науэль Перес Бискаярт - уже на следующий день после этой премьеры он появится в главной роли фильма Вадима Перельмана "Уроки фарси", одной из самых сильных картин нынешнего Берлинале. Из всех талантов этого глубокого актера Наталии Мете понадобились только его гипнотические глаза. Ненадолго явится и постоянная актриса Альмодовара Сесилия Рот в роли недалекой, но напористой матери Инес.

    Все происходящее в "Чужаке" напоминает одновременно фильмы "Экзорцист" Уильяма Фридкина, где из чрева девочки вещает сам Дьявол, "Отвращение" Романа Полански и даже "Газовый свет" Джорджа Кьюкора, где героини постепенно сходят с ума. Хотя, конечно, ни с одним из этих классических образцов ужастик Меты не выдерживает сравнения: он слишком сумбурен, словно авторы хотят нас напугать, но еще сами не вполне определились - чем именно. И мы так и не поймем, что тут виной - психозы актрисы, в силу профессии вечно живущей раздвоенной жизнью, или вмешательство потусторонних сил. Не определились авторы и с выбором жанра и на всякий случай в качестве запасного выхода держат не очень органичный здесь юмор: если окончательно запутаются, все обратят в невинную шутку. Чем и угостят нас вместо развязки, когда строгий академический хор вдруг пустится в пляс под развеселую песенку о любви-индейке.

    В фестивальном рейтинге картина получила максимально низкие оценки и в среднем завоевала огорчительную двойку.