18.03.2020 16:25
    Поделиться

    В Петербурге вспомнили Сергея Юрского в день его рождения

    Дом актера в Петербурге устроил вечер в честь 85-летия со дня рождения народного артиста РСФСР Сергея Юрьевича Юрского.
    Пресс-служба БДТ

    Собрался полный зал. Пришли актеры, режиссеры, писатели, работники театров, телевидения, студенты театрального института, простые зрители, которые видели выдающегося артиста на сцене, знают по кинофильмам "Любовь и голуби", "Золотой теленок" (Остап Бендер), "Республика ШКИД", "Место встречи изменить нельзя…".

    Сергей Юрский родился в Ленинграде, учился на юридическом факультете Ленинградского университета, на актерском факультете театрального института. 20 лет служил в БДТ, был одним из ведущих актеров товстоноговской труппы. Сыграл множество ролей, вошедших в историю театра: Чацкий, Илико, Тузенбах, Эзоп, король Генрих IV, Осип в "Ревизоре", Фарятьев, Мольер... На сцене БДТ поставил спектакли "Фантазии Фарятьева" и "Мольер". А как великолепно он играл в знаменитых ленинградских капустниках!

    На вечере актеры читали стихи Юрского из его сборника "Жест". На экране - фрагменты из телеспектаклей "Кюхля" (1963) и "Смерть Вазир-Мухтара" (1969) по романам Тынянова. Юрский играл Кюхельбекера, Пушкина. Кадры из телеспектакля "Фиеста" по роману Хемингуэя (поставил его Юрский, в театре спектакль не был выпущен).

    - Я предложил его Ленинградского телевидению, - рассказывает с экрана Юрский. - Пришел художник Эдуард Кочергин. И мы снимали. Под музыку Розенцвейга. Играли актеры БДТ и артист балета Михаил Барышников.

    Говорит Нина Аловерт, знаменитый фотограф, театровед (у нее в архиве около 400 снимков Юрского):

    - Юрский был органично талантлив и ни на кого не похож. Сочетание интеллекта и высочайшего таланта. Его Чацкий в спектакле Товстоногова и Мольер - непревзойденные шедевры.

    Одна из его последних актерских работ - в экранизации романа Тургенева "Отцы и дети" режиссера Авдотьи Смирновой (Юрский и его жена Наталья Тенякова сыграли родителей Базарова).

    Поделилась интересной "историей длиной в 30 лет" телевизионный режиссер Наталия Серова:

    - В 1960-е Юрский прочитал на телевидении "Евгения Онегина", все восемь глав, это был прямой эфир, пять глав сохранились. Менее известны две других попытки - в 1970-е и в начале 1990-х.

    В 70-е Ленинградское телевидение, "Лентелефильм" заявили восьмисерийную работу "Евгений Онегин", пригласили Юрского. Дали денег, все утвердили, кроме одного - актера Юрского не утвердили. Прочел Михаил Ульянов. Потом, в 90-е, российское ТВ задумало пушкинский проект к 200-летию со дня рождения поэта. Юрский не сразу согласился…

    Мы называли это академическим телевизионным изданием "Онегина". Было важно прочесть роман так, как написано у Пушкина. Снимали полгода на "Мосфильме". Обратились к известным литераторам Пушкинского Дома. Пушкинисты сказали нам, что надо читать издание 1949 года под редакцией Томашевского. Мы с интересом вчитывались в это, и Юрский, который вроде бы 30 лет читал Пушкина, делал открытия на каждом шагу. После первого съемочного дня ко мне подошел бригадир осветителей и спросил: "Вы читаете какие-то не известные черновики, да? Не опубликованное?" "Помилуйте, откройте книгу", - ответила я.

    (Показали кадры, как это снимали, как готовились, импровизировали, как Юрский приходил в Пушкинский Дом и впервые увидел подлинные рукописи Пушкина, прикоснулся к великим страницам).

    Когда прошла премьера, в Пушкинском Доме сказали: "Вот гениальность Пушкина - то, что Александр Сергеевич написал в молодые годы, может правильно и органично звучать только в устах зрелого и мудрого человека". Каковым и был Сергей Юрьевич.

    "Золотые искры времени" - точное определение режиссера, тележурналиста Ирины Таймановой.

    - Кто может похвастаться тем, что играл на одной сцене с Юрским в 1953 году? А я могу, - с улыбкой сказал известный ленинградский - петербургский журналист Лев Сидоровский.- Это было в нашей университетской "Драме", великолепном коллективе. (Театр-студия ЛГУ под руководством актрисы и педагога Евгении Карповой. - "РГ"). - Для меня было счастьем общаться с этим человеком - невероятно эрудированным, удивительно добрым, всегда с всклокоченными волосами, веселыми искорками в глазах. Уже тогда Сережа был премьером. Потом я видел все его роли в БДТ, не раз брал интервью…Щедрая душа: когда он уехал в Москву, не забывал старых приятелей, и несмотря на свою загруженность и существовавшие проблемы, помогал им.

    Пианист Алексей Гориболь рассказал о первой режиссерской работе Сергея Юрского в Театре имени Моссовета - постановке "Правда - хорошо, а счастье лучше" по пьесе Островского в 1980 году (Гориболь тогда работал в театре):

    - Сергей Юрьевич замечательно играл Грознова. Из второстепенной партии он сделал великолепное соло: появлялся везде, это были мимические сценки без слов, но он цементировал своим облигато весь спектакль. Были очень подробные репетиции. Очень красивый спектакль, блестящая работа художника Левенталя. Ансамбль народной песни Покровского… Был триумф. На спектакль невозможно было попасть. Все актеры были прекрасны. Няньку Фелицату гениально играла Фаина Георгиевна Раневская, это была последняя роль в ее жизни.

    Сергей Юрьевич выделялся среди актеров своим умом, невероятной образованностью, которая давала ему право на юмор, иронию и самоиронию, за что мы все его так любим.

    А потом пили чай с пирогами, вели беседы и вспоминали, вспоминали…

    Прямая речь

    Иван Краско, народный артист России:

    - Однажды журналист задал мне вопрос, есть ли у меня кумир среди актеров. Есть, сказал я, их двое: Луспекаев и Юрский. Такие разные: один "от земли", другой интеллектуал, и оба гении. Вот соединить бы их в себе - мечта, которой, собственно, я и посвятил жизнь…

    С Сережей Юрским я познакомился, когда еще был курсантом военно-морского училища. На Рубинштейна был театр художественной самодеятельности, где университетская "Драма" показывала спектакль "Осенняя скука" по пьесе Николая Некрасова, и Сережа играл там барина, который дурит от скуки, и это было так смешно!

    Потом я поступил на филфак ЛГУ. Увидел объявление о приеме в "Драму", студенческий коллектив: Игорь Горбачев, Сергей Юрский. И меня приняли туда! Нашему набору показали шутку Чехова "Предложение". Как смешно играл Ломова Сережа, какие трюки показывал! Позже я узнал, что его папа был худруком Московского цирка на Цветном бульваре, и в гримерке Юрия Владимировича Никулина Сережа часто проводил свободное время…

    А в 1961 году меня приняли в труппу БДТ, и все свободное время я проводил в знаменитой гримерке Олега Басилашвили, Сергея Юрского и Анатолия Гаричева. Удивительная троица! Сережа предложил Толе, прекрасно владеющему кистью: достань гуашь, держи кисть наготове, и всех именитых гостей мы будем просить оставить автограф на потолке гримерки. И в БДТ до сих пор сохраняется эта прекрасная традиция.

    А какие прозвища товарищам придумывал Сережа! Кирилл Лавров был "Крейсер Кира", Толя Гаричев - "Кафка Корчагин", очень ему подходило!

    Одну историю мне рассказал режиссер Алексей Юрьевич Герман:

    - Для своей курсовой работы в институте я выбрал "Обыкновенное чудо" Евгения Шварца, монолог Короля. Пригласил Юрского. Он согласился ("Конечно, с удовольствием!"), и ни разу не появился на репетиции. Экзамен все ближе и ближе, а я не могу с ним поработать. Появляется в день экзамена, я развожу руками… И слышу: "Ничего, все в порядке!"

    Играет монолог, и режиссер получает "пятерку". Юрский гениально сделал монолог в одиночестве. "Это не мне "пятерка", а ему", - говорил мне потом Герман. "А тебе - за то, что ты умеешь правильно назначать актера на роль!", - сказал я ему.

    Николай Якимчук, кинорежиссер, писатель, издатель, один из основателей Царскосельской художественной премии и премии "Петрополь":

    - Все знают, что Юрский был блистательным актером, режиссером, но я вспоминаю и другие его состояния, другие грани его жизни, не столь заметные на первый взгляд…

    Много лет, несмотря на свою внешне успешную жизнь, он боролся с внутренним унынием. Это особо заметно в его стихах, там иногда слышны даже нотки отчаяния. То есть он продолжал блистательно играть и ставить на сцене, сниматься, но при этом была очень сложная внутренняя жизнь, и в какой-то момент Сергей Юрьевич пришел к христианству. Однажды он рассказал мне, как в Спасо-Преображенском соборе Петербурга увидел образ Христа Спасителя и был поражен - ему показалось, что икона эта как-то соотносится с его образом-гримом Импровизатора в "Маленьких трагедиях" (фильм Михаила Швейцера, 1979 год - "РГ"). Этот момент очень его впечатлил.

    Еще эпизод. Когда Сергей Юрьевич бывал в Петербурге со спектаклями, концертами, то всегда оставлял день, чтобы поехать на кладбище к своим родителям. В этот день старался особо ни с кем не общаться. И еще одна вещь, отчасти мистическая: в последнее время, когда Юрский приезжал из Москвы в Петербург, свой родной город, обязательно заболевал здесь - поднималась высокая температура, привязывалась простуда…Он восклицал со своей неповторимой иронией: "Это что-то потрясающее!"

    Я издал три книжки Юрского: "Узнавание" (самая первая его книжка стихов), книгу новелл "СЮР" (расшифровывается как Сергей Юрьевич Юрский), и сборник пьес - это русская версия Эжена Ионеско - "Стулья, "Лысая певица" в его переводе (не каноническом, а импровизационном). Вспоминаю вечер, который был в 1993 году на этой же сцене Дома актера, презентация его первой книги. Пришли Александр Володин, Владимир Уфлянд, Валерий Попов и даже Анатолий Собчак с супругой… У меня такое ощущение, что Юрский в то время немного стеснялся своих стихов.

    Сергей Юрьевич дорожил фильмом "По поводу Лысой певицы…". Он снял его в конце своей жизни, там играли и он, и Наталья Тенякова, их дочь Дарья. Замечательная режиссерская работа Юрского! Но, как он с печалью сказал мне, мало кто обратил внимание на эту картину. А она, на мой взгляд, блистательная! Еще раньше был его фильм "Чернов/Chernov" - и тоже, по сути, прошел мимо широкого зрителя…

    Поделиться