Бой на Кушке: как Россия и Британия оказались на грани войны
Бой на Кушке стал кульминацией "Большой игры" - англо-русского противостояния в Средней Азии. Когда в 1884 году оазисы Мерв и Панджшех добровольно перешли в подданство России, вице-король Индии лорд Дафферин устроил настоящую истерику, требуя перебросить к афганским границам войска из метрополии.
Впрочем границу еще требовалось проложить на карте. Обещаниями и угрозами британские эмиссары вынудили эмира Абдур-Рахмана выдвинуть войска в Панджшех. Император Александр III повелел: "Ни в чем им не уступать, наметить самим желательную для нас границу, занять ее войсками и подготовить все на случай разрыва нашего с Афганистаном и Англией".
Мургабский отряд под командованием начальника Закаспийской области генерала Александра Комарова сосредоточился на восточном берегу реки Кушки, афганские войска - на западном. Под знаменем Гаус-ад-Дин-хана были 2 600 всадников и 1 900 пехотинцев при восьми орудиях. Командовали ими английские инструкторы. Кроме того, им готовы были оказать поддержку около 5 000 кавалеристов из племенных ополчений.
Генерал Комаров имел в своем распоряжении четыре стрелковые роты Закаспийского полка, батальон Туркестанского полка, Кавказский казачий полк, отряд временной Мервской милиции и батарею из четырех горных орудий. Всего 1 660 штыков и сабель.
Афганцы построили четыре редута и выдвинули свои позиции в обхват левого фланга русского лагеря. Афганские разъезды даже провоцировали русских часовых.
"Подъедут к посту и кричат: "Убирайтесь отсюда, здесь не мервцы, здесь вам не туркмены, здесь все афганцы. Бивали мы не раз и англичан, и вас побьем, если не уйдете", - говорится в воспоминаниях рядового третьего батальона Туркестанского полка Андрея Боландлина.
Развязка наступила 30 марта 1885 года.
"В 4 часа утра приказано было двигаться. Было еще совершенно темно. Грязь непролазная снизу, сверху - дождь и сырость. Арыки, канавы... Спотыкались, падали в ямы, вытаскивали друг друга за штыки. По временам в какой-нибудь роте слышался хохот. - Тише! - кричал тогда ротный. - Лучше нам первым увидать неприятеля, чем ему нас", - вспоминает пехотинец.
Пройдя около полутора километров, русские войска заняли позиции. Однако первыми начали бой афганцы. После перестрелки их конница пошла в яростную атаку, но была отбита. Русские пехотинцы вели настолько плотный огонь, что выданные каждому бойцу перед боем 120 патронов быстро закончились, новые боеприпасы пришлось доставлять под обстрелом. Общая атака и обходной удар конницы подполковника Алиханова-Аварского, которого солдаты называли вторым Скобелевым, довершила дело. Первыми в Герат побежали английские инструкторы.
"В рассыпную, кучками сбегались наши и неприятельские солдаты. Последние почти и не сражались, а отбегали назад, бросая ружья. Один рекрутик выхватил у афганца знамя, которое тот выпустил и побежал", - вспоминает Андрей Боландлин.
Урядник временной милиции Аман-Клыч отобрал у афганского кавалериста бунчук с лошадиным хвостом и полумесяцем. Среди трофеев оказались также восемь пушек и 70 верблюдов. Русский отряд потерял убитыми девять человек и 35 раненными. Потери афганцев - около 500 человек было убито и 24 взято в плен.
Генерал Комаров запретил преследовать противника, но разгром афганцев был настолько полным, что на следующий день после победы явилась депутация местных жителей с просьбой принять их в подданство России. В результате возник Пендинский округ и появился Кушкинский пост, а в августе 1893 года была построена крепость Кушка.
За суровые условия службы, где в июле температура зашкаливает за +40 градусов, а в январе - за -20 градусов, она приобрела славу гарнизона, куда отправляли служить проштрафившихся офицеров. "Дальше Кушки не пошлют, меньше взвода не дадут", - гласила пословица. В 1992 году крепость получила туркменское название Серхетабад и о славной истории напоминает лишь 10-метровый каменный крест.