Эдуард Шифрин: Иногда душу надо отпустить на карантин

В Сети набирает популярность песня "Карантин над землей, карантин" в исполнении Дмитрия Певцова и Виктории Черенцовой. Она написана на стихотворение Эдуарда Шифрина. О других своих книгах и творческих планах этот известный бизнесмен и филантроп рассказал "РГ".

Хит "Карантин над землей, карантин" вызвал много откликов. Удивила ли вас такая бурная реакция и что вы хотели сказать своими строками?

Эдуард Шифрин: Я не поэт, но это стихотворение родилось вдруг: я проснулся утром, и оно у меня зазвучало. Я пытался заниматься чем-то другим и не мог, пока его не написал. Многие слышали про Всемирный потоп. Это был первый в мире карантин. Всевышний уничтожил греховное поколение, и только Ноя и его семью поместил в ковчег. Они находились там целый год, изолированные от всего. Им было дано время все осмыслить. К сожалению, очень хорошей новая жизнь не получилась, хотя после Потопа поколения грешили меньше. Эта история учит тому, что иногда мы должны отпускать свою душу на карантин. Иногда необходимо осмыслить, в правильном ли направлении мы идем, не будем ли мы потом разочарованы, может быть надо что-то изменить. Всевышний дал нам всем карантин для того, чтобы мы заглянули внутрь себя.

Вторая мысль: надо ценить то, что у нас есть сегодня. В Торе описаны 40-летние скитания евреев по пустыне. Им нечего было есть, и Моисей обратился к Всевышнему. Всевышний сказал: каждый день вам будет падать с неба Ман, собирайте его. Человек по своей природе любит, чтобы у него был запас - пищи, денег и т.д. Некоторые решили собрать Ман про запас. Ничего не вышло - все порции, которых хватило бы более чем на один день, сгнили. Всевышний мог дать пищу на месяц, на год, так почему дал только на один день? Он хотел, чтобы мы понимали: у нас в запасе ничего нет. Мы должны вести себя так, чтобы Всевышний захотел дать нам завтра.

Что уже дал миру карантин?

Эдуард Шифрин: В моем стихотворении есть слова: "людской шум канул в Лету". Ушли все лишние шумы. Каждый получил возможность заглянуть в себя и только от него самого зависит, с какими результатами он выйдет из карантина.

В книге "От бесконечности до человека" вы размышляете о предназначении души и с точки зрения мистики, Каббалы, и с точки зрения науки. Казалось бы, это несовместимо.

Эдуард Шифрин: Слово "мистика" словари трактуют как антинаучное. Но то, что антинаучно сегодня, завтра может стать научным. Наука - это инструмент, данный нам Всевышним, и Библия - это информация, которую Он нам дал. Поэтому противоречий в принципе быть не может. Если кажется, что они есть, значит, наши знания неверны или неполны. Никто раньше не пытался мистику соединить с наукой. Я же объясняю, что они дополняют друг друга. Каббала - это теория творения. Иудаизм традиционно разделяется на два течения - философское и мистическое. Философы были глубоко образованными людьми своего времени, а мистики, как правило, научного образования не имели. Я провел чистый эксперимент: взял мысли мистиков, сопоставил их с научными исследованиями и показал, что они неразрывно связаны.

В своей книге вы высказываете мысль, что человеку отведена ключевая роль в творении, а основой всей реальности является информация…

Эдуард Шифрин: Да, это моя базовая идея. Сейчас я работаю над второй книгой, которая, надеюсь, будет издана в следующем году. О сущности Всевышнего мы не знаем ничего. Нам не дано узнать, что было до первого акта творения. Всевышний сотворил информацию и дал ее нам. В главной книге Каббалы сказано, что Он все сотворил с помощью 32 путей мудрости: 22 буквы алфавита и 10 цифр. Буквы и цифры - это информационный код. Всевышний преподнес нам информацию в разных формах. Люди делят все на духовное и материальное. Я выдвинул идею о том, что на базовом уровне разницы нет. Например, 10 заповедей - это 10 информационных команд. Если мы принимаем этот тезис, то очень многие загадки разрешаются. Научное сообщество уже практически признало, что мир - это информация. В Каббале это было записано тысячелетия назад.

Скоро на книжном рынке России появится ваш новый роман для детей "Путешествие с суши в страну разума". Что привело вас, успешного бизнесмена и ученого, в детскую литературу?

Эдуард Шифрин: Мы не знаем, кем станут наши дети и внуки. Мы должны вырастить их хорошими людьми, но этого недостаточно, они еще должны иметь какие-то профессии. Надо дать им взгляд на мир, чтобы они поняли, из чего выбирать, как себя вести в определенных ситуациях. Вот почему я написал эту книгу для трех своих внуков. Потом подумал: почему бы не сделать ее доступной и другим? Она была издана на английском языке, продается по всему миру, сейчас готовится ее издание в России. Это не легкая сказочка, в ней есть Всевышний, квантовая физика, серьезные испытания, которые преодолевают дети - главные герои, много философии. Это книга для людей, которые любят и хотят думать. Остальным я бы ее не рекомендовал. Она получила много положительных отзывов. Международное деловое издание Financial Times отметило ее в списке пяти лучших детских книг года, поставив на второе место.

Рецензии разделились на две категории: первая - это восторг, никогда такого не читали, будем перечитывать, а вторая - мы ничего не поняли. Середины не было, что лишь подчеркивает: моя книга -только для думающих людей. Многие справедливо написали, что это книга для всех возрастов, каждый может в ней что-то для себя найти. Я попытался объяснить, что мы живем в мире Бога, что важно иметь знания, что часто мы оказываемся в ситуациях против своей воли и должны действовать, чтобы из них выбраться.

Каким вы видите мир будущего?

Эдуард Шифрин: Есть такое понятие - Мир Грядущий. Но нигде нет четкого определения. Я взял пример Моисея, поднявшегося на гору Синай для получения Скрижалей Завета. В Библии подчеркнуто, что он провел там 40 дней и ночей без пищи и воды. Но человек так долго без воды прожить не сможет. Значит, Моисей находился в состоянии, не таком материальном, в котором находимся мы с вами. Я сделал вывод, что в мире грядущем мы будем пребывать примерно в таком же состоянии, в каком находился Моисей. Это мое личное мнение, которое я и предлагаю на суд читателя.