Сценическая композиция Льва Додина, художник Александр Боровский. Видеозапись театра, съемка 2015 года. Играют "американского Чехова" Татьяна Шестакова, Игорь Иванов, Сергей Курышев, Петр Семак, - пьеса для четырех действующих лиц.
Как и практически все постановки Льва Додина, этот спектакль МДТ тоже впитал в себя огромную память места. Во время его репетиций удалось организовать путешествие в Нью-Лондон (Коннектикут, США) и провести неделю в доме, где происходит действие пьесы, - в коттедже "Монте-Кристо". "Нам дали его в наше распоряжение на неделю, на круглые сутки, - делился актер Игорь Иванов на "Деловом завтраке" в "Российской газете" еще перед московской премьерой спектакля. - Когда мы разглядывали фотографии тех лет и мест, люди на портретах куда-то дальше нас смотрели. А когда приехали, я понял: это потому, что там океан и такие просторы... Взгляд идет куда-то сквозь... Совсем другое ощущение. И еще простая вещь, когда мы стали пробовать, как слышно в том доме, - ужаснулись: из гостиной слышно каждое слово, произнесенное в спальне, и так на всей вилле. Как можно жить? Это ад... И ко всему остальному, что мы там нашли на репетициях, мы пытались приблизиться в спектакле…"
"Мне кажется, эта поездка многое нам дала и нас соединила, - рассказывал тогда "РГ" Лев Абрамович Додин. - Всегда очень интересно вдохнуть атмосферу, которая дала толчок рождению. Ведь автор все-таки пишет потому, что у него есть мощная первопричина. Он это пережил. А артист часто без этого толчка обходится. Читает просто замечательные слова, которые хочется произносить, как-то их прочувствовать. А как их прочувствовать? Этого никто не знает… И вот уловить первопричину всегда непросто и всегда очень хочется. Кроме того, в любом случае важно вырваться из плена обычного, найти другие просторы воображения... Разные задачи: узнать быт и потом его воспроизвести… А вот испытать переброс из одного состояния в другое, выбить себя из бытового самочувствия - одна из самых трудных проблем театра. Мы все знаем друг друга и все друг про друга помним, мы все знакомы. Мы входим все в ту же комнату и опять вроде создаем совсем другой мир. И вот как себя выбить из этого привычного, чтобы вдруг открыть в себе новые возможности?.."
Пьесу Long Day"s Journey Into Night Юджин О"Нил написал в 1941-м и оставил письменное завещание опубликовать ее только через 25 лет после его смерти. Выполнено оно не было. Жена Карлотта издала пьесу спустя три года после ухода из жизни Юджина О"Нила; и за нее - посмертно - была присуждена Пулитцеровская премия в 1957 году.
Умер Юджин О"Нил в 65. С пятидесяти пяти лет, последние десять лет жизни он ничего не писал, утратив работоспособность из-за поражений нервной системы…
"Я хотел, чтобы зрители, войдя в театр, увидели, как люди на сцене противостоят жизни, борются с непобедимым и - нет, не побеждают, наоборот, неизбежно терпят поражение. Жизнь человека приобретает ценность и смысл именно благодаря этой борьбе…" - Юджин О"Нил о своей драматургии.
"Мощнейшее по степени психологической напряженности и эмоционального накала произведение рассказывает о том, что творится внутри семьи знаменитого актера, раскрывает изнанку блеска преуспевшего человека, открывая картину тотального одиночества, вырастающего из самой сердцевины семьи - этого мнимого уголка человеческой теплоты и спокойствия. Здесь все стремятся любить друг друга, но, сами того не желая, причиняют боль, ищут Бога, но разрушают гармонию… В "Долгом путешествии…" театр интересуют отнюдь не глобальные катаклизмы современности. Глубоко личная история, скрытая в самом прочном, но и самом психологически незащищенном островке нашего общества - семье - узнаваема и касается каждого из нас", - МДТ о спектакле.
Где смотреть
Трансляция со 2 мая на сайте театра: mdt-dodin.ru/broadcast и сутки с начала показа на канале театра: youtube.com/malydrama.