Участники парада на Красной площади: От "Аллигатора" до "Белого лебедя"

Среди нескольких десятков самолетов и вертолетов, прошедших 9 Мая в парадном строю над Красной площадью, нет ни одной демонстрационной машины. Все они, включая МиГ-29 и Су- 30СМ пилотажных групп "Стрижи" и "Русские витязи", - боевые. Эта авиационная техника и ее экипажи готовы в любой момент выполнять реальные боевые задачи. Именно такой арсенал неоднократно использовался в Сирии для нанесения ударов по позициям и объектам международных террористов.

Чем так уникальны эти самолеты, можно узнать из их тактико-технических характеристик. Расскажем о некоторых машинах-участниках парада в честь 75-летия окончания Великой Отечественной войны.

Вертолет Ми-28Н

Это детище фирмы "Миля" за уникальные пилотажные и боевые качества прозвали "Ночным охотником". Ми-28Н может летать ночью на предельно малой, до 5 метров, высоте. Главная задача "Ночного охотника" - поиск и уничтожение танков, бронетехники, живой силы противника. Он также незаменим для подавления хорошо защищенных объектов, "обработки" окопов и оборонительных сооружений. Ми-28Н можно использовать для постановки минных заграждений, борьбы с катерами, малоскростными и низколетящими аппаратами днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Среди других преимуществ вертолета - его способность действовать в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления и простота в эксплуатации.

Боевой вертолет Ка-52

"Аллигатор" сочетает в себе функции ударного вертолета с разведывательным комплексом. Он не только собирает информацию о воздушных и наземных объектах, при необходимости уничтожает их, но и выдает целеуказания другим вертолетам. В том числе - "Ночному охотнику" Ми-28Н.

Эти две машины эксперты рассматривают как базовые вертолеты в российской армейской авиации. "Аллигатор" - в качестве специального вертолета, "Ночной охотник" - ударного. По замыслу командования, на поле боя они должны дополнять друг друга. С каждым годом таких машин в Российской армии становится все больше.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

Этот самолет давно прописался в российском и мировом небе. За внушительные размеры - размах крыльев у "Туполева" более 50 метров - и мощное вооружение на Западе его называют Bear - "медведь".

Ту-95МС, составляющий костяк стратегической авиации России, является носителем крылатых ракет, в том числе Х-55. В модификации Ту-95МС6 в грузовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. В модификации Ту-95МС16 в дополнение к внутрифюзеляжной пусковой установке, предусмотрена подвеска еще десяти ракет Х-55 на четырех подкрыльевых держателях (но это запрещено международными соглашениями).

Оборонительное вооружение самолетов Ту-95МС состоит из 23-мм авиационных пушек.

Стратегический ракетоносец Ту-160

Этого воздушного красавца наши летчики ласково называют "Белым лебедем". На Западе ему не случайно дали иное имя - "Черный Джек". По ударной мощи с Ту-160 не готов соперничать ни один стратегический бомбардировщик в мире. В двух его специальных отсеках могут размещаться крылатые ракеты общим весом более 22 тонн. Кроме того, "Туполев" способен нести на борту ядерные бомбы и мины. Насколько точно Ту-160 пускает крылатые ракеты, в свое время убедился Владимир Путин, вылетавший с экипажем на боевое применение.

На параде один "Белый лебедь" прошел в сопровождении воздушного танкера Ил-78. Дозаправку в воздухе Ту-160 реально осуществляет во время патрулирования отдаленных регионов мира. Представьте себе тяжеленный бомбардировщик, которого на 15 минут - столько времени обычно длится дозаправка - "привязывают" к танкеру гибким шлангом длиной чуть больше двадцати метров. Стоит летчику чуть резче повести штурвалом, и струя топлива с напором две тонны моментально окатит самолет и забьет фонтаном в небо.

Многофункциональный авиакомплекс Су-34

Это совершенно новый самолет, готовый решать задачи как истребитель, штурмовик, разведчик и бомбардировщик. Современная техническая начинка в нем отлично сочетается с комфортом. Во время длительной - более 10 часов - работы в воздухе пилоты могут приготовить пищу в электропечи и даже сходить в мини-туалет. Но главные сюрпризы таятся под фюзеляжем Су-34. Машина оборудована мощным комплексом бортового электронного оборудования с мультиплексным каналом информационного обмена. Многофункциональная РЛС и аппаратура радиоэлектронного противодействия повышает живучесть самолета. Су-34 можно дозаправлять в воздухе, устанавливать на внешней подвеске дополнительные топливные баки, поэтому дальность его полета фактически не ограничена. А еще - он способен использовать боеприпасы со спутниковой коррекцией, что особенно важно для уничтожения малоразмерных целей.

Самолет-перехватчик МиГ-31

Летать на самых мощных истребителях фронтовой авиации, 40-тонных МиГ-31 считается в ВВС весьма почетным. А представлять на параде Победы Военно-воздушные силы - тем более. Хотя эти машины не назовешь суперсовременными, МиГ-31 еще надо поискать конкурентов в обнаружении и уничтожении целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, в условиях применения противником радиопомех и тепловых ловушек. Достаточно сказать, что группа из четырех таких самолетов способна контролировать воздушное пространство на глубину 800-900 километров. МиГ-31 летает на таких высоких скоростях, что на Западе его именуют "Лисья гончая".

Недавно наш лучший самолет-перехватчик прошел глубокую модернизацию. А еще "тридцать первый" знаменит тем, что стал первым в стране и мире носителем гиперзвукового ракетного комплекса "Кинжал".