06.06.2020 10:29
    Поделиться

    Минздрав отменит обязательное медосвидетельствование водителей для получения медсправки

    В России отменяют обязательность дорогостоящей процедуры для получения водительской медсправки

    Накануне вступления в силу спорного приказа Минздрава о порядке обязательного медосвидетельствования водителей министерство решило его поправить и облегчить участь автомобилистов. Обязательные анализы на употребление наркотиков и систематическое пьянство будут брать только у тех, у кого есть симптомы соответствующих заболеваний. Соответствующий проект поправок размещен на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru.
    Сергей Михеев/ РГ

    Речь идет о приказе, который еще в ноябре прошлого года должен был вступить в силу. Он так напугал водителей, что накануне его вступления в силу в медицинские водительские комиссии выстроились огромные очереди. Стояние в очередях в одном случае даже закончилось летальным исходом. А произошло это потому, что в той редакции приказа были прописаны две обязательные для всех процедуры. Анализ мочи на психотропные вещества и анализ крови на определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT). Это специфический маркер, который показывает регулярную алкогольную нагрузку. То есть, если человек каждый день доходит до состояния опьянения, то анализ это покажет. Если он употребляет бокал вина за обедом, маркер этого не определит.

    Стоимость этих анализов довольно высока, поэтому автоматически стоимость медсправки возрастала в десятки раз. Кроме того, эти анализы быстро не делаются, а значит и получить медсправку в один день было бы невозможно.

    Так же в документе был прописан странный ограничительный порог по содержанию CDT - 1,2 процента. Даже в инструкции к этому архидорогому анализу значение 1,2 прописано как нормальное с учетом погрешностей. Но если бы медсправки начали выдавать строго по этому приказу, то все водители, за редким исключением, у нас в стране стали бы подозреваемыми в алкоголизме. И им бы дополнительно, и за отдельную плату, пришлось бы доказывать, что этой болезнью они не страдают.

    Скандал получился настолько громким, что такие поправки были раскритикованы даже президентом России Владимиром Путиным, который назвал их "чушью". Он так же напомнил, что в России более 3 миллионов человек получают зарплату 11,2 тысячи рублей. Для этих людей такая медсправка становилась просто неподъемной.

    Скандал получился настолько громким, что такие поправки были раскритикованы даже президентом России, который назвал их "чушью"

    Минздрав тогда же выпустил другой приказ, которым перенес сроки вступления в силу спорного порядка на 1 июля 2020 года.

    И вот, не дожидаясь наступления критической даты, ведомство подготовило и разместило для общественного обсуждения новый документ. В соответствии с ним брать мочу и кровь на анализ будут только у тех, у кого есть выраженные симптомы или состояния заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортом.

    При этом название дорогостоящего теста CDT из текста приказа ушло. Вместо него прописана "диагностика употребления алкоголя". То есть, при выраженных симптомах врач сам выберет доступный ему способ диагностики. Необязательно использовать только СDT, если в клинике, например, нет такого оборудования.

    В пояснительной записке к документу говорится, что "проект приказа подготовлен с учетом особенностей современного течения наркологических расстройств и клинического значения применяемой в общемировой практике лабораторной диагностики, а также результатов дополнительного анализа методов, используемых для медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами".

    И если документ успеют принять и подписать и зарегистрировать в Минюсте до 1 июля, то автомобилисты и кандидаты в водители могут вздохнуть спокойно. Если они не страдают алкоголизмом или наркоманией, лишних дорогостоящих процедур им проходить не придется.

    Контроль

    В России протестируют онлайн-тахографы

    В 20 агломерациях РФ с наиболее загруженными трассами пройдет тестирование онлайн-тахографов, которые по плану должны прийти на смену инспекторам, фиксирующим превышение скорости. "Пилотный проект только готовится, - сообщили "РГ" в Минтрансе. - Для тестирования технических возможностей будущих онлайн-тахографов запланирован "пилотный" проект с применением тахографов, конструкция которых содержит связные модули и антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS. Они позволяют передавать фиксируемую тахографом информацию о местоположении транспортного средства, его маршруте, скорости в привязке к месту нахождения в определенное время, режиме труда и отдыха водителей. Такая информация передается в автопредприятия и иные организации, и может быть использована для постоянного контроля деятельности водителя, в частности, в целях улучшения качества услуг по перевозке пассажиров, выявления фактов нарушений правил дорожного движения".

    Как сообщил ранее "Коммерсантъ", внесение законопроекта в правительство запланировано на осень. Автоматизированная система, фиксирующая нарушения в онлайн-режиме, в перспективе должна заменить труд инспекторов, фиксирующих превышение скорости или нарушение режима труда и отдыха водителей. Пока онлайн-тахографы планируют установить на пассажирский транспорт в 20 крупнейших агломерациях, в перспективе - на все новые грузовики и автобусы. Как пояснили в Минтрансе, сейчас решение о штрафах за нарушение принимает инспектор. Онлайн-тахографы призваны автоматизировать этот процесс. Но принятие решений все же будет не полностью автоматическим. К должностному лицу будут попадать только сведения о нарушении, решение о назначении наказания будет принимать уже должностное лицо.

    Подготовили Евгений Гайва, Светлана Ментюкова

    Поделиться