10 июня 2020 г. 16:05

"Каждая прибывающая в Москву машина должна зарегистрироваться"

О чем говорилось в правилах дорожного движения по столице, которые утверждены сто лет назад
10 июня 1920 года Совнарком РСФСР принял декрет "Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям"
Москва в 1920-х годах.
Москва в 1920-х годах.

В 1918-м Москва вновь стала столицей - теперь уже Советской России. В городе - еще без широких проспектов и метро - становилось теснее.

В том числе, и на улицах. К гужевому транспорту добавлялся автомобильный. Правила автодвижения по Москве и Московской губернии стали первой попыткой советского правительства упорядочить движение автомобилей по городу.

Среди правил есть те, которые были актуальны совсем недавно, когда в столицу пропускали автомобили по электронным пропускам. В 1920-м каждый автомобиль необходимо было зарегистрировать после въезда в город в течение суток. 

Регулировался, конечно, и скоростной режим. Например, легковым автомобилям разрешалось ехать со скоростью не более 25 верст в час (верста - это чуть больше километра).

Примечательно: в правилах отмечалось, что автомобиль нельзя оставлять без присмотра на улице. В то время пользоваться машиной могли не многие. Как правило, это были высокопоставленные чиновники. Они находились в автомобиле в качестве пассажиров. Когда отправлялись на службу, в автомобиле оставался шофер.

При этом приезжать на машине на концерт или в театр запрещалось. Можно предположить, что это делалось для того, чтобы не создавать помех движению пешеходов, которые скапливались в большом количестве возле концертных залов и театров. 

Еще на автомобиле необходимо было установить звуковой сигнал для предупреждения пешеходов, которые легко могли попасть под колеса транспортного средства.

Правда, звук при этом нельзя было подавать милицеским свистком ("с горошиной в свистке"), потому что такой сигнал, как отмечалось в правилах, "вызывал панику на улицах"...

Важно отметить, что до середины 1950-х в Советском Союзе водителей, совершивших аварию в состоянии алкогольного опьянения, наказывали на тех же основаниях, что и трезвых.

Лишь в мае 1956 года совет министров РСФСР вынес постановление "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском элктротранспорте". Тогда впервые была введена административная ответственность за управление транспортом в нетрезвом виде. Нарушителя лишали водительского удостоверения на год.

Впоследствии наказания за управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения только ужесточалось.