02.07.2020 05:09
    Поделиться

    Сериал об андроиде-полицейской пришел из Сети на ТВ

    Фантастическая комедия "Проект "Анна Николаевна" запомнится прежде всего тем, что это первый в России оригинальный сериал киносервиса, который куплен телеканалом. А еще тем, что впервые главная героиня нашего сериала не просто работает в полиции. Она - андроид. И по сюжету начальнику полицейского отдела городка Корчма Виктору Сергеевичу Галузо (Сергей Гармаш) запрещено рассказывать всем, что его новая подчиненная Анна Королькевич - робот.
    kinopoisk.ru

    Вот что говорит о работе в сериале актриса Зоя Бербер, которую прежде наши зрители знали по многосерийному фильму "Реальные пацаны":

    - Съемки проходили в Санкт-Петербурге, Выборге, городе Пушкине, и длились они три месяца. Был еще подготовительный период, включавший в себя постановку трюков, драк. Поддерживая форму для трюков, я в основном просто больше двигалась и умеренно питалась, это самое главное. А если бы я истязала себя диетами, то настроение было бы плохое, а, создавая комедию, настроение должно быть хорошим и тело должно быть в тонусе. За несколько дней до старта съемок мы встречались и прогоняли все, что было придумано. В принципе, сначала съемочный процесс был тяжеловат. Помимо того что это комедия, здесь еще и научная фантастика, к тому же один из персонажей - это андроид, а значит, оценки не совсем человеческие.

    Но потом мы разогнались, и все пошло как по маслу, хотя это так себе выражение, в общем, с хорошим топливом. И три месяца пролетели незаметно. Единственное, проводить много времени с семьями ни у кого из нас не получалось, все силы были отданы проекту. Зато впервые семья приехала ко мне в экспедицию, благодаря чему дочь полюбила Санкт-Петербург и ждет, когда мы вновь туда поедем. Дочка знает, что я сыграла андроида, она посмотрела первую серию, и ей понравилось. Надя расспрашивала меня, как я сделала такие глаза? Я долго не понимала, что именно она имеет в виду, как я их накрасила, подвела или что-то еще? Нет-нет, говорит дочка, тебе же поставили новые глаза. Я ответила, что это не новые глаза, а просто я сделала вот так! И посмотрела на нее взглядом Анны Николаевны. Она испугалась и попросила больше так не делать, по крайней мере в то время, когда я буду читать ей сказки...

    Для актера Федора Лаврова, исполнившего в фильме роль полицейского Славы Ляпина, это второй проект об андроидах. Первым был сериал "Лучше, чем люди". Актер поделился впечатлениями от работы с корреспондентом "РГ".

    Федор, когда вы взяли в руки сценарий "Проекта…", что вас больше заинтересовало: присутствие в нем робота или комедийно-драматические коллизии сюжета?

    Федор Лавров: Я бы сказал, что это был микс того и другого. Конечно, вначале заманила девушка-робот, а потом я стал вчитываться в историю и проникаться к тому парню, которого мне предложили сыграть.

    А то, что ваш герой любит проститутку, вы это сразу приняли?

    Федор Лавров: А что тут такого удивительного? Совершенно нормальное явление. История знает миллион таких примеров.

    Да, в частности друг Герцена Огарев женился на лондонской проститутке. Но все же у нас это если не табуированная тема на телеэкранах, то и не растиражированная.

    Федор Лавров: Но от этого она не становится необычнее. Проституция - одна из профессий, вот и все. Конечно, если бы был морализатором, то покачал бы головой и поцокал языком: "Господи, как такое возможно!" Но по мне это все надуманные конструкции, не имеющие ничего общего с реальной жизнью.

    Вы многое умеете прощать - в силу профессии или характера?

    Федор Лавров: Да, бог наградил меня этой способностью. Признаюсь, не всегда это легко дается, но все же могу простить все или почти все. Вот только с предательством сложно. Но и тут, если человек, предавший меня, раскается, я не то чтобы прощу его, просто перестану думать о нем, вести какие-то внутренние споры, обвинять его. Сделаю глубокие выводы о человеке и буду жить дальше.

    Конечно, те, кто подсел на "Проект "Анна Николаевна", уже ждут его продолжения. Тем более что финал открытый, и линию, например, вашего героя можно развивать и развивать. Как вы думаете, что зацепило зрителей?

    Федор Лавров: Мне кажется, тот же самый микс, о котором я говорил. С одной стороны, это "ментовский сериал", которые любят еще с советских времен, когда выходили "Следствие ведут знатоки". Да и во всем мире любят детективные расследования. Но в то же время это фантастическая комедия, причем "народная". Авторы сумели поднять, например, такой важный философский вопрос, как взаимодействие человека и робота (а философией техники занимались многие мыслители, Хайдеггер, Ясперс в частности), и в то же время не перегрузить сериал заумными вещами. Получился легкий, ироничный, временами захватывающий фильм, который понятен всем без исключения. Поэтому нет ничего удивительного, что зрители хотят продолжения…

    По сути, роботизированная Анна Николаевна - тот же супергерой, которые, спасибо Голливуду, несколько десятков лет спасают обиженных и оскорбленных.

    Федор Лавров: Можно и так сказать, но мне в Анне Николаевне больше видится наше сказочное архетипическое, вроде царевны-лебедь…

    Но в отличие от царевны-лебедь американские супергерои вызывают белую зависть и мечты: "Я бы хотел обладать вот такой-то супервозможностью"… У вас были такие мечты, хотя бы в детстве?

    Федор Лавров: Ну разве что в детстве. И то достаточно отвлеченно. Да, было бы круто уметь летать. Читать чужие мысли. Мгновенно перемещаться в пространстве…

    Федор Лавров: "Мне в Анне Николаевне видится сказочная царевна-лебедь"

    Телепортация - уже не детские мечты, как и чтение мыслей. Вас не пугает такое будущее, где все будет подконтрольно, даже мысли?

    Федор Лавров: Да нет, я не очень верю в это. Во всяком случае я убежден, что на нашем веку, да и на веку наших детей, это все будет находиться в области научной фантастики. И потом люди уже сейчас задумываются о своей интеллектуальной безопасности. И если будут создавать разумные машины, то, скорее всего, следуя трем законам робототехники, сформулированным Айзеком Азимовым еще 80 лет назад, главный из которых гласит: "робот не может причинить вред человеку".

    Зоя Бербер рассказала, что ей пришлось учиться трюкам и дракам... зато ее героиня похожа на человека, в отличие от робота-полицейского. Он все-таки наполовину машина, и это по нему видно. Фото: Photoxpress

    Хорошо, чтение мысли - из области фантастики, но киборгизация - вот она, уже сегодня. Экзоскелетами, управлением мозговыми волнами с помощью электродов никого не удивишь… Вы бы хотели иметь гипервозможности? Не летать и читать мысли? А чтобы тело обладало большей мощностью?

    Федор Лавров: Концепция трансгуманизма, которая продвигает идею улучшения умственных и физических возможностей человека, признаюсь, мне не близка… Понимаете, это обоюдоострая вещь. Зачем мне учить английский язык, если я могу воткнуть себе в голову чип и тут же заговорить по-английски?

    Мечта многих! Что ж в этом дурного?

    Федор Лавров: Ну а вдруг этот чип заглючит? И что тогда? А потом, надо понимать, что, если мы будем идти к цели такими короткими путями, мы сведем практически к нулю нашу мозговую деятельность. А когда нервная клетка простаивает без нагрузки, у нее включается механизм самоликвидации. И в итоге наш мозг просто-напросто атрофируется. Поэтому я за то, чтобы использовать технологические достижения лишь как помощников. Когда я учился, в России только начали появляться калькуляторы. Поскольку математика никогда не была моей сильной стороной, мне ужасно хотелось иметь эту машинку и не мучиться с умножением и делением. Но отец купил калькулятор только тогда, когда я научился уголочком делить и столбиком умножать. Я прошел этот путь, и калькулятор стал мне в помощь, но он не заменил мне мое умение считать.

    Если развивать тему интеграции роботов в нашу жизнь, то как бы вы отнеслись, если бы рядом с вами на сцене или на съемочной площадке оказалась такая вот Анна Николаевна? Она бы круче пела и танцевала, это точно. Но был бы у нее шанс эмоционально захватить зал?

    Федор Лавров: В принципе, в самом присутствии андроида в труппе театра уже нет ничего фантастического. Ну а дальше все упирается в талант. Будет ли у этой роботизированной актрисы талант? Можно ли талант сконструировать? Если да, то человечеству на этой планете больше делать будет нечего. Потому что мы уже с вами заходим в область души. И тут вспоминается знаменитый роман Филип Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах"…

    …Который все точно знают по его экранизации, получившей название "Бегущий по лезвию".

    Федор Лавров: Да, и главное отличие человека от андроида - в способности испытывать эмпатию, то есть сопереживание. Если машина будет "мечтать об электроовцах", значит, она научится сопереживать. И значит, у нее будет душа. Ну а раз так, то речь идет о новом биологическом виде, который сместит homo sapiens, как когда-то человек сместил неандертальца. Нормальное явление, и если оно и в самом деле реально, к этому стоит отнестись философски. Но все же я не верю, что такое возможно. Уж слишком сложна структура нашего сознания. Насколько я помню, головной мозг человека состоит из 86 миллиардов нейронов. Так что сконструировать машину, полностью идентичную человеку, все же, наверное, невозможно. И вообще, мне кажется, реальность будет сильно отличаться от того, как мы ее представляем себе сегодня…

    Да, еще совсем недавно многие были убеждены, что будущее за виртуальным искусством. В том числе виртуальным театром. Что скажете по поводу попыток театров найти себя в онлайн-пространстве, которые обострились в период локдауна?

    Федор Лавров: Если это и был поиск нового языка и нового способа коммуникации, то лично мне видна беспомощность этого поиска. Ни один театр по просмотрам так и не смог сравниться с популярными блогерами.

    Но подождите, возможно, все дело в том, что это только начало пути.

    Федор Лавров: Надеюсь, что и конец. Я не сторонник виртуализации театра. Все-таки главная ценность театрального искусства именно в его "трехмерности". В том, что нечто рождается "здесь и сейчас", на глазах зрителей, из живого взаимодействия актеров между собой, когда на течение спектакля влияет все, от взгляда партнера до его реакции на шуршание конфетной обертки в зрительном зале. Эти сложные настройки ни по какому зуму невозможно передать. Я не знаю, насколько внедрятся в нашу жизнь роботы и киборги, но пока хочется живого общения, с партнерами в том числе. Не случайно, когда я думаю о возможном продолжении сериала "Проект "Анна Николаевна" я прежде всего думаю об актерской команде. За время съемок мы стали родной бандой. И только ради нее стоило бы вернуться в проект…

    Поделиться