издается с 1879Купить журнал

Беспримерный бой Александра Казарского

Первый памятник Севастополя установлен в честь уроженца Витебской губернии

6 июля 1829 года в "Санкт-Петербургских сенатских ведомостях" был опубликован указ Николая I о награждении экипажа брига "Меркурий". За личное мужество и неустрашимость в сражении с двумя турецкими линейными кораблями командир брига Александр Казарский был награжден орденом Святого Георгия IV класса, назначен флигель-адъютантом и произведен высочайшим указом в капитаны II ранга.

Казарский в одночасье стал персоной, приближенной к императору, и одним из самых завидных женихов империи. В тот момент ему исполнилось 32 года. А родился будущий герой Русско-турецкой войны 16 июня 1797 года в городке Дубровно Витебской губернии.

Гардемарин из Дубровно

Имя Казарского здесь помнят и чтят. В центре Дубровно установлен памятный знак, одна из улиц города носит имя знаменитого земляка. И даже ежегодный шахматный турнир здесь назван в честь Александра Казарского.

Известно, что род Казарских был древним, но небогатым. Отец Иван Казарский служил управляющим в доме князя Франтишека Ксаверия Любомирского, главного богача Дубровно. Выстроенная князем резиденция была центром притяжения для дворян, богатых купцов и чиновников Витебской губернии. Здесь проводились рауты, устраивались балы.

Александр Казарский к светской жизни приобщиться не успел. Четырнадцатилетнего мальчишку отправили в город Николаев - поступать в штурманское училище. В 16 лет он стал гардемарином, год спустя получил чин мичмана, в двадцать уже командовал отрядом мелких гребных судов в Измаиле. А в 1828 году лейтенант Казарский, командир брига "Соперник", впервые отличился в морском сражении - при штурме Анапской крепости, принадлежавшей Османской империи.

В центре Дубровно установлен памятный знак Александру Казарскому.

Основные силы флота не могли пройти к крепости по мелководью. Но молодой офицер сумел подвести свой легкий бриг максимально близко и начал осаду. В течение трех недель "Соперник" находился в непрерывном маневрировании. Казарский ловко уводил корабль от вражеского огня, а гаубица, установленная на бриге, стреляла с отменной точностью. Спустя три недели эскадра из 25 кораблей подошла к Анапе и разбила изрядно уставшего противника. Три месяца спустя по такому же сценарию бриг под командованием Казарского участвовал в штурме Варны.

За отвагу в сражениях Казарский получил звание капитан-лейтенанта, его наградили золотой саблей и перевели на бриг "Меркурий". С ним Александр и вошел в Историю.

Командир брига "Меркурий" Александр Иванович Казарский. Фото: РИА Новости

Подвиг, не имеющий равных

"Меркурий", 18-пушечный боевой корабль, был предназначен для охраны берегов от противника. Он не был быстроходным, зато на борту имелись весла, а артиллерийские орудия позволяли успешно вести и ближний, и дальний бой.

14 мая 1829 года "Меркурий" вместе с фрегатом "Штандарт" и бригом "Орфей" крейсировали у Босфорского пролива. На горизонте появилась неприятельская эскадра из 14 кораблей. Было принято решение отступать. Тихоходный "Меркурий" оторваться от погони не смог, его быстро настигали 110-пушечный корабль "Селимие" и 74-пушечное линейное судно "Реал-бей". На "Меркурии" был срочно собран совет. Первым высказался поручик корпуса штурманов Прокофьев, предложивший "взорвать бриг, когда он будет доведен до крайности".

"Вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности и если будет сбит рангоут, или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятельским кораблем, и тот офицер, который остается в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль пистолет".

Так впоследствии Казарский описал происходящее в рапорте адмиралу Алексею Грейгу.

Начался бой. "Селимие" и "Реал-бей" зажали русский бриг в клещи. Но оказавшийся между судами-гигантами, "Меркурий" показывал чудеса изворотливости и меткости: стрелял и параллельно маневрировал, здесь-то и пригодились весла. На палубе русского брига был настоящий ад, его обстреливали с двух сторон, но зато редкий прицельный огонь Казарского оказался невероятно эффективным. На "Селимие" были значительно повреждены ватер-штаги и рангоут. Корабль лег в дрейф и прекратил атаки. А судьба продолжала благоволить отчаянной команде "Меркурия": точным выстрелом удалось перебить фор-марс-рею на "Реал-бее". 74-пушечный корабль противника потерял управление и не смог продолжать бой...

И. Айвазовский. Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848 г.

Оставив разбитые турецкие корабли, бриг Казарского отправился нагонять "Орфей" и "Штандарт". Результат боя для "Меркурия": четверо убитых, шестеро раненных, 22 пробоины в корпусе, 16 повреждений в рангоуте, паруса разорваны в клочья. Но какое воодушевление царило на палубе брига, выигравшего неравный бой!

Рапорт о подвиге Казарского и его команды императору Николаю I направил адмирал Грейг. И уже в июле имя молодого капитана II ранга прогремело на всю страну. "Подвиг сей таков, что не находим другого ему подобного в истории мореплавания: он столь удивителен, что едва можно оному поверить", - писала газета "Одесский вестник".

К. Робертсон. Николай I. 1840 г.

Смерть на взлете

До 1831 года Казарский командовал боевыми кораблями, а затем Николай I приблизил его к себе. Уже в чине капитана I ранга герой Русско-турецкой войны стал исполнять особые поручения императора. Причем, одной из основных его задач была, как сказали бы сейчас, борьба с коррупцией. В начале 1833 года Александр Казарский был командирован в Николаев.

И вдруг - как гром среди ясного неба - 16 июня скоропостижно скончался.

Тут же разлетевшиеся по стране версии об отравлении по заказу завистников или проворовавшихся чиновников не получили убедительного документального подтверждения. Было установлено, что Казарский простыл, съев мороженого, и уже будучи серьезно больным, вымок под дождем на прогулке. Лечили героя лучшие врачи Черноморского флота, но спасти не смогли. В возрасте 36 лет Александр Казарский умер от пневмонии.

Памятник Казарскому в Севастополе.

PS

Памятник Александру Казарском и бригу "Меркурий" работы скульптора Александра Брюллова стал самым первым памятником Севастополя. Он был заложен в 1834 году по инициативе командующего Черноморским флотом адмирала Михаила Лазарева и открыт в 1839 году. Древнегреческая трирема на вершине усеченной пирамиды словно плывет по волнам. На постаменте лаконичная надпись "Казарскому. Потомству в пример".

Деньги на памятник собрали жители Севастополя и российские моряки.

ЛИТЕРАТУРА

Горбунов И. Ф. Александр Иванович Казарский. Последние дни его жизни, июнь 1833г. / "Русская старина". 1886, декабрь. С. 591-603.

"Санкт-Петербургские сенатские ведомости", N27 от 6.07.1829 г.

Рапорт командира брига "Меркурий" капитан-лейтенанта Казарского адмиралу

А.С. Грейгу, Фонд Музея КЧФ, ГУ-678

Рапорт Главного командира ЧФ и портов Генерал-Адмирала Грейга Николаю I, цитируется по изданию: "Записки ученого комитета Главного Морского штаба Его Императорского Величества", Ч. II, 1834 г. - С. 311-318

Фаренникова Е. Александр Иванович Казарский. 16-го июня 1833 г/ "Русская старина". 1886, июль. -С. 203-208.