19.09.2020 10:00
    Поделиться

    Почему растет спрос на подержанные иномарки

    В условиях дефицита на рынке новых машин часть покупателей были вынуждены перейти на вторичку. В результате наибольшим спросом здесь стали пользоваться массовые иномарки, которые впервые сместили с "пьедестала почета" продукцию АвтоВАЗа.
    iStock
    Выбирать не приходится

    В то время как продажи новых автомобилей из-за возникшего у дилеров дефицита в августе ушли "в минус", вторичный авторынок продолжил расти. За прошлый месяц россияне приобрели 554,6 машин с пробегом - на 10,5% больше, чем годом ранее.

    Таким образом, рост продаж в этом сегменте фиксируется второй месяц подряд, согласно данным агентства "Автостат". Как и в случае с рынком новых автомобилей, на вторичке за время карантина сформировался отложенный спрос, однако здесь продажи не зависят от объемов производства и сроков поставки машин дилерам. Напротив, возникший дефицит новых автомобилей мог подтолкнуть часть покупателей к выбору подержанного.

    По оценкам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, с новых машин на авто с пробегом перешли лишь 5% покупателей. Как правило, это те, кто покупали первый автомобиль, поскольку обычно такие клиенты рассматривают покупку как нового, так и авто с пробегом и делают выбор в пользу второго. Так как на рынке новых автомобилей по той стоимости, на которую они рассчитывали, уже вариантов не осталось. А вот на уровень спроса среди покупателей, у которых уже есть авто возрастом 2-3 года, дефицит на рынке новых машин практически не повлиял.

    В целом же, считает Денис Мигаль, продажи на вторичном рынке в августе могли вырасти еще больше, но даже в этом сегменте есть дефицит. Многие продавцы отказываются от продажи, откладывая ее на неопределенный срок, и остаются владеть своими старыми авто.

    "Вторичный рынок демонстрирует рост только потому, что есть отложенный спрос и дефицит в сегменте новых машин. В ближайшей перспективе на складах дилеров наконец-то появятся новые автомобили, поэтому часть спроса уйдет, соответственно, в сегмент новых авто. И эти люди, которые будут их покупать, начнут также сдавать машины в трейд-ин, что, в свою очередь, пополнит сток автомобилей с пробегом на рынке. И мы выйдем в стабильный сбалансированный спрос, который и должен быть для этого периода времени. Ведь на самом деле, если бы не было карантина, то динамика продаж из месяца в месяц была бы ровная", - рассуждает директор по продажам "Авилон.Автомобили с пробегом" Антон Дёмкин.

    "Вторичка" уходит в отрыв
    Фото: iStock

    Между тем, в последнее время продолжает расти разрыв между объемами продаж новых и подержанных автомобилей. Если в марте, до эпидемии коронавируса, на одну новую машину приходилось почти три подержанных (1:2,7), в период карантина этот показатель приблизился к рекордной отметке 1:5, что было обусловлено закрытием дилерских центров во многих российских регионах. Однако с возобновлением работы автосалонов это соотношение по-прежнему остается выше, чем до "коронакризиса" - в августе автомобилей с пробегом было продано в 4,3 раза больше, чем новых.

    "Смещение покупательского спроса в сторону вторичного рынка объясняется не только снижением доходов из-за периода самоизоляции, но и отложенным спросом из-за ограничения продаж в апреле-мае, а также удержанием прайсов в данном сегменте, несмотря на рост цен на новые машины. Осторожная политика банков в отношении автокредитов на приобретение авто с пробегом позволила избежать резкого скачка цен на вторичном рынке, с другой стороны - оставшись без возможности займа, потребители перешли в более низкий ценовой сегмент. Таким образом, средняя стоимость авто на вторичном рынке снизилась на 5%, и портрет клиента изменился: многие, кому не хватило средств на новое авто, стали покупателями премиальных иномарок с пробегом", - констатирует Денис Мигаль.

    В свою очередь, эксперты Авито Авто отмечают, что пандемия коронавируса и самоизоляция подтолкнули россиян к большей осознанности в потреблении: люди внимательнее соизмеряют затраты и пользу, которую смогут получить от покупок, в том числе и автомобилей. Как известно, новая машина сразу после выезда из дилерского центра теряет в цене, и, по разным оценкам, ее рыночная стоимость может снизиться до 25% в первый год владения. Поэтому приобретение подержанного автомобиля многие рассматривают как более рациональный выбор с точки зрения инвестиций.

    Согласно данным Авито Авто, в июне-августе 2020 года заметнее всего вырос спрос на автомобили 2-3 лет - на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано с тем, что подержанный автомобиль до трех лет может быть в отличном состоянии и станет разумной альтернативой приобретению нового.

    Статистика продаж компании Fresh Auto также показывает, что в первую очередь пользуются спросом автомобили свежие (1-5 лет), потому что на рынке новых машин есть дефицит и аудитория, которая колеблется, приходит в поисках схожих моделей в сегмент авто с пробегом.

    Почти как новый

    Показательно, что в июле и августе впервые в истории вторичного авторынка России лидерские позиции в рейтинге продаж заняли исключительно иномарки: Ford Focus, Kia Rio и Hyundai Solaris. Стоит при этом отметить, что самая массовая модель АвтоВАЗа Lada Granta, которая появилась на рынке почти одновременно с Kia Rio и Hyundai Solaris, значительно уступает им по объему продаж на вторичке. В свою очередь, Ford Focus вышел на первое место и по итогам 8 месяцев 2020-го, сместив прежний бестселлер вторичного авторынка - Lada 114. Таким образом, в нынешнем году лидером среди подержанных машин впервые может стать иномарка.

    По словам Дениса Мигаля, Ford - это тот бренд, который на рынке новых автомобилей в России найти нельзя. Но при этом лояльные покупатели, которые ценят эту марку, остались. Автомобили Ford Focus представлены в среднем ценовом диапазоне, и их достаточно много свежих (2-5 лет). При этом по соотношению цены и качества - это один из лучших вариантов, вместе с Kia Rio и Hyundai Solaris, но корейские модели более низкого класса, поэтому для потребителя вторичного рынка Ford Focus предпочтительнее.

    "А вот Lada Granta не пользуется такой популярностью, поскольку она быстрее изнашивается, чем любая иномарка. Второй фактор связан с экономической нестабильностью: так как это более дешевый сегмент, то именно его потребителей в первую очередь затрагивает кризис, поэтому они не спешат продавать свои авто и соответственно покупать также нечего. При этом автомобили Lada Granta сильно не растут в цене, поэтому продавцу тоже нет стимула продать эту машину сейчас", - говорит Денис Мигаль.

    Поделиться