19.09.2020 10:33
    Поделиться

    S7 создает ракету-носитель с возвращаемой ступенью

    Центр разработок S7 приступил к созданию ракеты-носителя легкого класса с возвращаемой ступенью. "Мы приступили к созданию двухступенчатой ракеты-носителя с жидкостным ракетным двигателем с возвращаемой первой ступенью. Работа ведется с 2019 года", - говорится в опубликованном сообщении этой организации.
    РИА Новости

    Как уточнили в центре разработок, это будет легкая ракета-носитель, при этом в перспективе наработки будут использоваться "при промышленном изготовлении ракеты-носителя среднего класса для запуска с космодрома "Морской старт"", который состоит из пусковой плавучей платформы Odyssey и командного судна, - пишет ТАСС.

    Как говорят эксперты, космос должен быть в первую очередь доступным. И в этом смысле многоразовость космических систем играет очень важную роль в снижении себестоимости космических услуг. Многие специалисты и у нас, и за рубежом считают: повторное использование элемента ракеты позволит серьезно сократить стоимость коммерческих запусков. Ведь первая ступень ракеты - самая дорогая в производстве. По данным экспертов, цена ее маршевых двигателей колеблется от 10 до 70 миллионов долларов и больше.

    Напомним, плавучий космодром "Морской старт" был создан международным консорциумом Sea Launch Company при лидирующем участии американской компании Boeing Commercial Space Company и российской РКК "Энергия". Первый запуск" состоялся в марте 1999 года с помощью ракеты-носителя "Зенит". С 2014 года "Морской старт" законсервирован. Морская часть комплекса - это базирующиеся в Калифорнии плавучая пусковая платформа Odyssey и сборочно-командное судно, на котором осуществляются сборка ракеты и управление предстартовыми операциями. После банкротства и реорганизации в 2016 году проект "Морской старт" выкуплен российской компанией S7 Space.

    Весной этого года командное судно и платформа перешли от побережья Соединенных Штатов на Дальний Восток. Сборочно-командное судно Sea Launch Commander прибыло в Приморье 17 марта и пришвартовалось у причала Славянского судоремонтного завода после прохождения таможенных и санитарных процедур, а пусковая платформа Odyssey ("Одиссей") прибыла в порт 30 марта.

    Руководство Роскосмоса и специалисты ракетно-космической отрасли, а также компании S7 оценили состояние "Морского старта" к готовности проводить пуски перспективных ракет "Союз-5" и "Союз-6". Кстати, как рассказал на сайте "Роскосмоса" главный конструктор "Союза-5" Александр Черевань, в составе перспективной российской ракеты-носителя "Союз-5" будут использоваться двигатели с лучшими в мире характеристиками по удельному импульсу тяги. Маршевый двигатель первой ступени РД-171 МВ разработки НПО "Энергомаш" и РД-0124МС разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (входят в состав Госкорпорации "Роскосмос") на второй обеспечивают максимально возможные характеристики на паре топлива кислород - нафтил.

    О том, что перевезенный из США в Россию космодром "Морской старт" будет восстановлен, на форуме "Армия-2020" рассказал вице-премьер Юрий Борисов. По его словам, он лично осмотрел пришвартованный рядом с Владивостоком плавучий космодром. "Предварительная сумма на восстановление "Морского старта" составляет где-то около 35 миллиардов рублей", - сказал он.

    Справка "РГ"

    В свое время в России уже велись работы по созданию многоразовых космических комплексов. Так, первая ступень ракеты-носителя "Энергия" (проект "Энергия-Буран") должна была после запуска возвращаться на Землю с помощью парашютов и твердотопливной двигательной установки мягкой посадки. Но проект закрыли. В 2003 году Центр им. Хруничева продемонстрировал полноразмерный макет многоразового ракетного блока "Байкал" для первой ступени ракеты-носителя из семейства "Ангара". Как поясняли тогда эксперты, блок после отделения от второй ступени носителя должен был возвращаться на аэродром "по-самолетному". В том же "Хруничеве" позже разрабатывался аналогичный проект для ракеты-носителя тяжелого класса ("Многоразовая ракетно-космическая система", МРКС). В 2013 году по заказу Центра им. Хруничева в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ) проводились исследования посадочных характеристик возвращаемой ступени.

    Поделиться