издается с 1879Купить журнал

Гавриил Державин в 3D

В Тамбове с помощью новейших технологий смоделировали дом знаменитого поэта, служившего здесь губернатором

РГИА. Ф. 1488. Оп. 4. Д. 250. Л. 1.

Виртуальное путешествие по державинским покоям

Восстановление и сохранение объектов историко-культурного наследия являются важными задачами. Однако многие памятники прошлого исчезли, их последующее воссоздание осложнено. На помощь приходят новейшие цифровые технологии. Используя их, можно воссоздать реалистичные трехмерные модели зданий. Одним из утраченных видов гражданской архитектуры Российской империи конца XVIII в. были губернаторские дома. Они появились в рамках губернской реформы Екатерины II как служебное жилье губернаторов и строились в стиле классицизма. Широкомасштабная перепланировка городов и массовое типовое строительство жилых домов и казенных учреждений были частью модернизации страны в ту эпоху.

Малый зал.

История существования подобного дома в Тамбове интересна тем, что в нем в 1786-1788 гг. жил пятый тамбовский губернатор, знаменитый государственный деятель и поэт Гавриил Романович Державин. Одноэтажный деревянный дом был возведен на берегу реки Цны в начале 1780-х гг. К середине XIX в. он уже значительно обветшал, был разобран, а на Соборной площади города по типовому плану возвели новый каменный губернаторский дом. До недавнего времени какие-либо изображения и планы первой резиденции начальника Тамбовской губернии считались утраченными. Однако в Российском государственном историческом архиве были обнаружены чертежи здания, выполненные первым тамбовским губернским архитектором В.А. Усачевым1. После этого у группы энтузиастов возникла идея воссоздать дом в формате 3D. Особенность реконструкции состоит в том, что был восстановлен не только внешний облик, но и интерьер дома губернатора времен жизни в нем прославленного поэта. Теперь все желающие могут совершить виртуальное путешествие по дому Державина2.

Спальня.

Найденные схемы давали лишь самое общее представление о том, как выглядел фасад дома и его планировка, поэтому для воссоздания внутреннего убранства были изучены специализированные издания по истории культуры, архитектуры, искусствоведению, технике реставрации. Виртуальная реконструкция помимо плана и чертежей опиралась на разнообразные исторические источники: реестр мебели и вещей, которые Державин выставил на продажу в связи с отъездом из Тамбова3; письма, воспоминания современников и другие источники4.

Парадный зал.

Служебное жилье - центр культурной жизни

Основная задача трехмерного моделирования сводилась к воссозданию уникальной интерьерной среды, подчеркивавшей характер, художественный вкус и изысканность хозяев дома - самого Гавриила Романовича и его супруги Екатерины Яковлевны. Частью своей административной деятельности Державин считал просвещение местного населения, особенно дворянства, которое, по его словам, было грубо и необходительно, поэтому служебное жилье он превратил в центр не только политической, но и культурной жизни Тамбова. Благодаря этому в провинциальном городе воспроизводились столичные культурные каноны. В доме устроили театр, учебный класс и помещения для рукоделия, занятий танцами и пением, здесь проходили концерты и любительские спектакли, маскарады и фейерверки. Всего этого в стандартных губернаторских домах, разумеется, не было.

При воссоздании внешнего и внутреннего облика дома Державина требовалось соблюсти не только историческую, но и инженерно-техническую достоверность. Так, паркет в залах был "уложен" в особой технике "шашечки", а не более распространенной впоследствии "елочки". Последняя мастерами конца XVIII в. еще не была освоена. Были воссозданы реальные пропорции и конфигурации здания, его помещений и отдельных предметов. Кроме того, учитывались строгие правила организации интерьерного пространства конца XVIII в.: расстановки мебели, развески картин, драпировки окон, декорирования стен, каминов. А благодаря новейшему программному обеспечению в трехмерных моделях присутствует имитация реального эффекта. Например, передано солнечное освещение в определенное время суток, тени, отражение предметов в зеркалах, естественный цвет и фактура предметов.

Гостиная.

Столичный стиль на берегах Цны

Здание общей площадью 600 квадратных метров фасадом было обращено на реку Цну, как это было модно в Петербурге, где река Нева была парадной градостроительной линией, лицом к которой располагались все здания. Дом имел анфиладную планировку. Во фронтальной части располагались парадная гостиная, кабинет губернатора, малый зал, спальня хозяев, в тыльной части - столовая, парадный зал и домашний театр. Разделял эти две зоны длинный коридор с хозяйственно-бытовыми комнатами, кухней, гардеробными и туалетом. В двух пристройках-флигелях помещались канцелярия, бильярдная, комната для гостей, учебный класс и помещение для рукоделия. На приусадебной территории находились дом для прислуги, конюшня, каретная мастерская, амбар, погреб для хранения продуктов.

Документов, свидетельствующих о том, как выглядел тамбовский губернаторский дом в конце XVIII в. изнутри, сохранилось немного, поэтому была воспроизведена типичная обстановка того времени. Через некоторые вещи переданы уклад жизни, привычки, увлечения и эстетические наклонности хозяев дома. Например, в кабинете Державина стоит большой книжный шкаф, который указывает на обширную личную библиотеку губернатора, привезенную им в город. Шкатулка для вышивания на столике для рукоделия в кабинете хозяйки дома говорит о том, какой умелой рукодельницей была Екатерина Яковлевна. В опочивальне можно увидеть особо почитаемую Гавриилом Романовичем икону Смоленской Божьей Матери. В столовой стоит вазочка с любимым инжировым вареньем Державина.

Шкатулка для рукоделия.

"Изюминкой" быта четы Державиных в Тамбове была его организация "на столичный манер". Малый зал использовался не только для приема гостей и светского времяпрепровождения, но и для занятий танцами и пением. С этой целью из столицы были специально приглашены танцмейстер с дочерью и бывший придворный певчий, которые жили в доме у губернатора. Двухчасовые занятия танцами проводились два раза в неделю после обеда. Дворянская молодежь быстро оценила преимущества таких занятий и поспешила на них записаться, ведь оплата составляла полрубля, в то время как индивидуальное занятие на дому обходилось по два рубля с человека. Уроки пения проводились по воскресеньям. Полученные на этих занятиях навыки можно было продемонстрировать на концертах, которые устраивались по четвергам.

Бильярдная.

Супруга губернатора в роли учителя

Самым большим по площади помещением в доме - более 100 квадратных метров - был парадный зал. Нарядный и сверкающий зал с огромной люстрой впечатлял горожан. Его использовали в дни светских приемов и балов, государственных праздников. Балы давали каждое воскресенье. Их сопровождал оркестр, который располагался на антресолях - внутренних ярусах зала, опиравшихся на высокие колонны. Поражал гостей и домашний театр. Г.Р. Державин, будучи выдающимся поэтом, нередко сам выступал автором пьес для домашних постановок. Ноты и музыкальные инструменты заказывались в Петербурге.

В XVIII в. излюбленным занятием дворянского общества была игра в бильярд, поэтому непременным атрибутом усадеб были специально оборудованные бильярдные. Поклонником этой игры был и Державин. В конце августа 1786 г., побывав в имении тамбовского помещика и своего сослуживца по Преображенскому полку А.М. Нилова, он заказал его мастерам изготовить для него такой же, как у друга, бильярдный стол. Бильярдную комнату Державин разместил в пристройке по соседству с парадным залом. На стенах комнаты - копии гравюр из личного собрания губернатора5. Их присутствие неслучайно: Гавриил Романович с детства увлекался графикой и был отличным чертежником.

Так выглядела столовая.

Дом Державиных славился не только гостеприимством, хлебосольством и модными развлечениями, но и популяризацией образования и наук. В специально организованном классе дети дворян осваивали грамоту и арифметику. Обучением занимались учителя, приглашенные из недавно открытых Державиным народных училищ. По соседству с классом находилась комната для рукоделия, где местные девушки, участвовавшие в концертах и постановках в домашнем театре, рисовали и шили для себя театральные костюмы, репетировали роли. Занятиями руководила супруга губернатора.

Несмотря на внешнюю неприметность, внутренне убранство губернаторского дома соответствовало статусу его хозяев. Однако недолгое пребывание энергичного губернатора-просветителя в Тамбовской губернии и инертность провинциального общества не позволили ему реализовать в полной мере план "культурной революции", но память о благородных делах и намерениях "певца Фелицы" в Тамбове жива и бережно хранится.

1. Грязнова Н.В. Губернаторский дом Г.Р. Державина в Тамбове // Academia. Архитектура и строительство. 2012. N 4. С. 36-43.

2. Виртуальный 3D-тур по губернаторскому дому времен Г.Р. Державина // URL: http://3d.tsutmb.ru/tours/governor_house/intro.html (дата обращения: 14.07.2020).

3. Дзюбанов С.Д. "Реестр, что продать" (1789-1791 гг.) как источник для реконструкции державинского быта тамбовского периода // Г.Р. Державин и его время. СПб., 2009. Вып. 5. С. 49-66.

4. Мещеряков Ю.В. Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности (1786-1788 гг.). Тамбов, 2006; Жеребятьев Д.И., Кончаков Р.Б. Применение методики трехмерного пространственного анализа для изучения формирования городской застройки и восстановления культурного наследия // Круг идей: модели и технологии исторических реконструкций: сб. тр. конф. / под ред. Л.И. Бородкина, В.Н. Владимирова, Г.В. Можаевой. М., 2010. С. 217-236.

5. Гравюры из собрания Г.Р. Державина. Иллюстрированный каталог. Сост. А.Н. Родионов. СПб., 2012.