издается с 1879Купить журнал

Дмитрий Кедрин: Все ребята в меня. Все - рыжие!

18 сентября 1945 года погиб большой русский поэт, до сих пор недооцененный на Родине

Последние тридцать лет те, кто пишут о поэте Дмитрии Кедрине (1907-1945), непременно увлекаются загадкой его убийства.

Кто убил? С какой целью? Почему труп нашли у Казанской железной дороги, в Вешняках, а не у Ярославской, близ которой, в Черкизове, жил поэт?

Да, это загадка. Но меня сейчас интересует другая.

Стилистика

Вот как мог рецензент еще в 1942-м написать, что Кедрин "не чувствует слова"1?

Кто еще владел тогда столькими "регистрами" русской речи?

Тут вам и стилизация летописного языка XVI столетия:

  • Как побил государь
  • Золотую Орду под Казанью,
  • Указал на подворье свое
  • Приходить мастерам.
  • И велел благодетель, -
  • Гласит летописца сказанье, -
  • В память оной победы
  • Да выстроят каменный храм! [...]
  • И уже потянулись
  • Стрельчатые башенки кверху,
  • Переходы,
  • Балкончики,
  • Луковки да купола.
  • И дивились ученые люди, -
  • Зане эта церковь
  • Краше вилл италийских
  • И пагод индийских была!

("Зодчие", 1938)

Д. Кедрин. Зодчие. М. Современник. 1980 год.

Тут и чеканно-романтический язык Николая Гумилева и Николая Тихонова:

  • Тачанки и пулеметы,
  • И пушки в серых чехлах.
  • Походным порядком роты
  • Вступают в мирный кишлак.
  • Вечерний шелковый воздух,
  • Оранжевые костры,
  • Хивы золотые звезды
  • И синие - Бухары.

("Певец", 1936)

Б. Диодоров. Иллюстрация к книге "Зодчие"

И ритм "поэз" Игоря Северянина:

  • И когда вода раздавит
  • В трюме крепкие бочонки, -
  • Он увидит, погружаясь
  • В атлантическую тьму:
  • Тонколицая колдунья,
  • Большеглазая девчонка
  • С фотографии грошовой
  • Улыбается ему.

("Бродяга", 1934)

И светская беседа пушкинской поры:

  • - Не правда ли, мадам, как весел Летний сад,
  • Как прихотлив узор сих кованых оград,
  • Опертых на лощеные граниты?
  • Феб, обойдя Петрополь знаменитый,
  • Последние лучи дарит его садам.
  • И золотит Неву... Но вы грустны, мадам?

("Сводня", 1937)

И даже рассудительная речь многодетного справного крестьянина, жена которого едет получать у "всесоюзного старосты" Михал Иваныча Калинина орден "Материнская слава", но который тем не менее "на Верховный Совет обиделся":

  • Наше дело, конечно, оно пустяк.
  • Но меня обижают, вижу я:
  • Тут вертись не вертись, а ведь как-никак
  • Все ребята в меня. Все - рыжие!
  • Девять парней - что соколы, и опять -
  • Трое девок и все красавицы!
  • Ты Калинычу, мать, не забудь сказать:
  • Без опары пирог не ставится.
  • Уж коли ему орден навесить жаль,
  • Все ж пускай обратит внимание
  • И велит мужикам нацеплять медаль -
  • Не за доблесть, так за старание.

("Как мужик обиделся", 1945)

Стилизация

С грибоедовским уменьем Кедрин преобразует в стихи, в действие пьесы разговорную речь:

Р е м б р а н д т

А, старина! Ты что ж просунул нос,

А не войдешь?

П р о д а в е ц к р а с о к

Простите, ради Бога!

Я киноварь и зелень вам принес,

Французской синей раздобыл немного.

Р е м б р а н д т

О, и французской!

П р о д а в е ц к р а с о к

Вы довольны?

Р е м б р а н д т

Да.

(Берет палитру.)

Сейчас мы ею на палитру брызнем.

Попробуем ее. Тащи сюда

Все краски юности, все краски жизни!

(Указывает на картину.)

Как по тебе: удачен этот холст?

Продавец красок рассматривает картину.

П р о д а в е ц к р а с о к

Тут следует немножко тронуть алой,

А этот меч, пожалуй, слишком толст.

Р е м б р а н д т

Толст, говоришь? Посмотрим. Да, пожалуй.

("Рембрандт", 1938)

И тут же поэт заводит солдатскую песню - что твой Демьян Бедный с его "Проводами" ("Как родная меня мать провожала"):

  • Шилом бреется солдат,
  • Дымом греется...
  • Шли в побывку
  • Из Карпат
  • Два армейца.

("Песня про солдата", 1938)

Или украинскую "думу" - вроде тех, что "спiвали" кобзари и лирники. Не хуже того Эдуарда Багрицкого, той "Думы про Опанаса":

  • Наставили в Молибогу
  • Кадеты наганы,
  • Повесили Молибогу
  • До горы ногами.
  • Торчит его деревяшка,
  • Борода, как знамя...
  • Ой, как важко, ой, как тяжко
  • Страдать за панами!

("Дорош Молибога", 1934)

А с фольклора, с образов недавней, но уже легендарной Гражданской войны, Кедрин переключается на дачную повседневность 30-х:

  • Бутылка вина кисловата, как дрожжи.
  • Закурим, нальем и послушаем, как
  • Шумит элегический пушкинский дождик
  • И шаткую свечку колеблет сквозняк.

("Подмосковная осень", 1937)

Это та же волна, на которой творил в конце 1943-го Борис Пастернак:

  • Октябрь серебристо-ореховый.
  • Блеск заморозков оловянный.
  • Осенние сумерки Чехова,
  • Чайковского и Левитана.

Тот же ясный, звонкий русский язык, правильное русское слово, русская классическая культура...

Культура

Из-за революции и Гражданской войны сын счетовода Кедрин не успел закончить в Екатеринославе (Днепропетровске, ныне - Днипро в Украине) коммерческое училище - оставшись, таким образом, без среднего образования.

Но, поощряемый родными, он любил читать. И благодаря книгам получил - говоря словами члена сталинского Политбюро Лазаря Кагановича (сказанными им самим о себе при переписи 1989 года) - "высшее самообразование".

Эрудиция Кедрина впечатляет даже на фоне той поры - ценившей книжное знание.

Фараон Сезострис, царь Аттила, опричник Генрих Штаден, Рембрандт ван Рейн, "Барберини, пизанский старый инженер", Фирдоуси, Архимед, Грибоедов, хан Девлет-Гирей, Феликс Дзержинский, имам Шамиль, Спиноза, князь Василько Константинович...

Среднеазиатский кишлак, Карпаты Первой мировой, Нью-Йорк времен президента Гувера...

Но главное, чтение позволило Кедрину овладеть богатством русского языка.

Детство, проведенное в нынешней Украине, дало ему - как и Эдуарду Багрицкому, Валентину Катаеву, Семену Кирсанову, Илье Сельвинскому - вкус не только к русскому слову, но и к украинскому.

А профессия журналиста - Кедрин всю жизнь проработал газетчиком - не могла не приучить к выбору точного слова.

В газете "растекаться мыслию по древу" не дадут: места нет! И времени тоже.

(Обратной стороной газетной работы стали дежурные, проходные стихи - их у Кедрина тоже хватало, газета вдохновения не ждет...)

"Наступило бабье лето - дни прощального тепла..."

Краски

Но, может быть, прав другой рецензент из 1942-го - обвинявший Кедрина в "несамостоятельности, обилии чужих голосов"2?

Едва ли. Поэт может и должен использовать решения своих предшественников - точно так же, как и архитектор, композитор или инженер-конструктор. Разумеется, не подражательно, а для того, чтобы лучше выразить свое. А свое у Кедрина было - и прежде всего красочность, рельефность стиха.

Обеспечиваемая "четкой композицией стихотворной новеллы" и "емким эпитетом"3. (Кстати, эти четкость и емкость тоже не появились бы без усвоения русской классической литературы.)

Вот, скажем, эти строки - о Красной площади времен Ивана IV. Это же прямо-таки живописная композиция:

  • А сочней дух, и свеж и сытен,
  • Дразня летел во все концы.
  • Орали сбитенщики: - Сбитень! -
  • Псалом гундосили слепцы.
  • Просил колодник Бога ради:
  • - Подайте мне! Увечен аз! -
  • На Лобном месте из тетради
  • Дьячок вычитывал указ,
  • Уже в возке заморском тряском
  • Мелькнул посол среди толпы
  • И чередой на мостик Спасский
  • Прошли безместные попы.
  • Они кричат, полунагие,
  • Прихлопнув черным ногтем вшу:
  • - Кому отправить литургию?
  • Не то просфоркой закушу!

("Конь", 1940)

Стилистически, по размеру, по строю стиха "Конь" идентичен поэмам Константина Симонова "Ледовое побоище" (1938) и "Суворов" (1939). Но такой живописности, красочности у более строгой поэзии Симонова все-таки нет.

Еще зарисовка - из все того же излюбленного Кедриным XVI столетия. Уход жителей московского посада от приближающихся крымских татар под защиту стен Кремля показан прямо-таки фотографично:

  • Кто-то бухает в колокол
  • Не покладая руки,
  • И сполох над столицей
  • Несется, тревожен и звонок.
  • Бабы тащат грудных.
  • А за ними ведут мужики
  • Лошаденок своих,
  • Шелудивых своих коровенок.
  • Увязавшись за всеми,
  • Дворняги скулят на бегу,
  • Меж ногами снуют
  • И к хозяевам жмутся упорно.
  • Над коровьим навозом
  • На мартовском талом снегу
  • Неуклюжие галки
  • Дерутся за редкие зерна.

("Набег", 1942)

А как живописны его эпитеты... Вот - уход в эмиграцию в 1920 году владельца дачи в Крыму, отставного полковника с княжеским титулом.

  • В этот день в сиреневой шинели
  • Навсегда из дачи вышел он.
  • Шел, и на плечах его блестели
  • Золотые крылышки погон.

("Право на отдых", 1934)

"В этот день в сиреневой шинели..." Кадр из кинофильма "Бег".

Цвет офицерского пальто (в обиходе - "шинели") был голубовато-серым, лучи солнца на рассвете или закате могли превратить его в сиреневый - еще больше контраста с "рабочими и крестьянами в солдатских шинелях" грубого землисто-бурого сукна! Точно так же выпячен и другой "символ классового неравенства" - офицерские погоны. Они поданы как что-то чужеродное, надменное (на одежде - и "крылышки"?).

Более чем емкая характеристика "классового врага" (каким его изображала в начале 30-х советская пропаганда)...

Впрочем, ради выразительности и красочности поэт не раз поступался исторической точностью. Он знал, что Иван IV разбил не "Золотую Орду", а Казанское ханство. Что "вычитывать указы" в Москве 1570-х годов было делом не дьячков (церковнослужителей), а подьячих (государственных чиновников). Что крымские набеги на Россию совершались после появления травы (подножного корма для коней) - но никак не в марте...

Но поэт в Кедрине перевешивал историка.

Д. Кедрин. Дума о России; М. Правда. 1990 год.

Интонация

И еще одно - у Кедрина чаще, чем и у Симонова, и у Гумилева с Тихоновым, и даже у Владимира Луговского с его "Курсантской венгеркой" (1939) и "Серединой лета" (1955), звучат "интонации доверительной беседы"4. "Поэт как бы беседует с глазу на глаз с читателем-другом"5:

  • Выдь на зорьке
  • И ступай на север
  • По болотам,
  • Камушкам
  • И мхам.
  • Распустив хвоста колючий веер,
  • На сосне красуется глухарь.
  • Тонкий дух весенней благодати,
  • Свет звезды -
  • Как первая слеза...
  • И глухарь,
  • Кудесник бородатый,
  • Закрывает желтые глаза.

("Глухарь", 1938)

А кто еще писал так - нелицеприятно и в то же время сердечно - о среднерусской природе?

  • Я не знаю, что на свете проще?
  • Глушь да топь, коряги да пеньки.
  • Старая березовая роща,
  • Редкий лес на берегу реки.
  • Капельки осеннего тумана
  • По стволам текут ручьями слез.
  • Серый волк царевича Ивана
  • По таким местам, видать, и вез.
  • Ты родись тут Муромцем Илюшей,
  • Ляг на мох и тридцать лет лежи.
  • Песни пой, грибы ищи да слушай,
  • Как в сухой траве шуршат ужи.
  • На сто верст кругом одно и то же:
  • Глушь да топь, чижи да дикий хмель...
  • Отчего ж нам этот край дороже
  • Всех заморских сказочных земель?

("В лесной глуши", 1942)

Родное для автора этой статьи северо-западное Подмосковье - аккурат такое, "тут ни убавить, ни прибавить"!

Предчувствие

Еще одно свойство кедринской поэзии - пронзительность.

  • Эту женщину звали Анной.
  • За плечом ее возникал
  • Грохот музыки ресторанной.
  • Гипнотический блеск зеркал.
  • Повернется вполоборота,
  • И, казалось, звучит в ушах
  • Свист японского коверкота
  • И фокстрота собачий шаг.
  • Эту женщину ни на волос
  • Не смогла изменить война:
  • Патефона растленный голос
  • Все звучал из ее окна.
  • Все по-прежнему был беспечен
  • Нежный очерк румяных губ...
  • Анна первой пришла на вечер
  • В офицерский немецкий клуб. [...]
  • В светлых туфельках, немцем данных,
  • Танцевавшая до утра,
  • Знала ль Анна, что шла в Майданек
  • В этих туфлях ее сестра?

("Туфли", 1945)

И еще строки из победного сорок пятого:

  • Все мне мерещится поле с гречихою,
  • В маленьком доме сирень на окне,
  • Ясное-ясное, тихое-тихое
  • Летнее утро мерещится мне.
  • Мне вспоминается кляча чубарая,
  • Аист на крыше, скирды на гумне,
  • Темная-темная, старая-старая
  • Церковка наша мерещится мне.
  • Чудится мне, будто песню печальную
  • Мать надо мною поет в полусне,
  • Узкая-узкая, дальняя-дальняя
  • В поле дорога мерещится мне.
  • Где ж этот дом с покосившейся ставнею,
  • Комната с пестрым ковром на стене?
  • Милое-милое, давнее-давнее
  • Детство мое вспоминается мне.

("Давнее", 1945)

В тот год Кедрин все чаще ощущал приближение чего-то трагического. Его убили 18 сентября 1945-го.

Памятник в Мытищах.
  • 1. Цит. по: Ратнер А. "Ах, медлительные люди, вы немного опоздали..." // 45 параллель. Международный поэтический интернет-альманах. 2009. 11 февраля. N 5 (101).
  • 2. Цит. по: Там же.
  • 3. Озеров Л. Дмитрий Кедрин // Кедрин Д.Б. Избранное. М., 1957. С. 6.
  • 4. Кедрин Дмитрий Борисович // https://www.krugosvet.ru/enc/literatura/kedrin-dmitriy-borisovich
  • 5. Озеров Л. Указ. соч. С. 8.