Введение Евросоюзом в середине 2021 года трансграничного углеродного регулирования - пошлины на импортируемые в Европу товары, при производстве которых произошла значительная эмиссия углекислого газа и других соединений углерода - может стоить России до 6 млрд евро в год. Об этом заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в ходе сессии экологического форума в рамках Недели российского бизнеса 2020.
"Для нас важно, чтобы трансграничное углеродное регулирование не оказалось инструментом недобросовестной конкуренции, есть основания полагать, что во многом это форма протекционизма для европейских компаний, - сказал Александр Шохин. - В России основные эмитенты CO2 - крупные компании, входящие в РСПП. Они реализуют мероприятия, в том числе по собственной инициативе, по сокращению выбросов на сотни миллиардов рублей, а 80% нашей электроэнергии вырабатывается на электростанциях с низким удельным выбросом парниковых газов. РСПП ведет совместную работу и с правительством, и с Российской академией наук чтобы сформировать правильную оценку поглощения углекислого газа экосистемами нашей страны. Мы вправе рассчитывать на использование других подходов, которые позволят учесть роль природы России в поглощении СО2. Экологические активы нашей страны - в первую очередь, леса, - должны обеспечить нам возможность в рамках международного партнерства не допустить использование "зеленой сделки" ЕС и трансграничного регулирования выбросов углекислого газа для создания препятствий экспорта российских товаров в Европу".
При этом сама по себе "зеленая сделка" ЕС несет как риски, так и возможности для России, отметил проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов. По его мнению, человечество сейчас стоит перед выбором: разрушать ли традиционную экономику ради построения прекрасного будущего с нулевыми выбросами или развивать ее дальше. При этом именно традиционная экономика - основной источник пополнения бюджета России, добавил Симонов.
"Раньше мы думали, что экология - это про ценности, а теперь оказалось, что еще и про деньги, - сказал Симонов. - Вокруг этой ситуации возникает много странных идей. При этом США уже вытесняют нас с европейского рынка нефти, у нас падают доходы. Если пустить все на самотек, трансграничное налоговое регулирование ЕС грозит России серьезными бедами".
Чтобы этого не допустить, в РСПП призывают, во-первых, провести собственную научную оценку углеродного баланса России: какая у нас эмиссия СО2 и сколько наша страна - ее леса, поля и даже болота - поглощают. По данным директора департамента Минприроды Сергея Хрущева, согласно кадастру, вся промышленность нашей страны выделяет 2,2 гигатонны эквивалента СО2 в год, при этом леса поглощают 590 гигатонн. С ним согласен и председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, полагающий, что наши леса при учете их поглощающей способности поражены в правах. Но при этом он обращает внимание на политическую сторону вопроса.
"Деревья - деревьями, а наши проблемы трансграничной дискриминации и углеродного регулирования - это другая реальность, - объяснил депутат. - Весь вопрос в том, с каким лицом, с какой риторикой и повесткой мы будем отстаивать интересы своего государства перед Евросоюзом".
В этой связи большое внимание уделяется развитию в России карбоновых полигонов. Первый из них запущен в Калужской области на территории нацпарка "Угра". Как сообщалось ранее, предполагается, что скоро в разных регионах страны может появиться до 80 таких площадок. Они позволяют оценить углеродный баланс, объем эмиссии и поглощения СО2 в конкретной местности. По первым оценкам, у России большое превышение поглощения перед эмиссией углекислого газа - не даром страна сократила с 1990 до 2018 год объем выброса парниковых газов на 48%. Вооруженные этими научными данными российские эксперты смогут на переговорах с Евросоюзом аргументировано отстаивать интересы нашего бизнеса, полагают в РСПП.
Кроме того, в России готовится собственный законопроект, направленный на контроль углеводородных выбросов в стране, рассказал замдиректора департамента Минэкономразвития Андрей Чайка.
"Без достоверной информации о выбросах решения принимать трудно, - честно признался Андрей Чайка. - Нам нужна собственная система учета, на основе которой можно выпускать углеродные единицы, демонстрировать реальную углеводородоемкость своей продукции. У нас до сих пор нет понимания, какие именно параметры углеродного регулирования готовится заложить Евросоюз. Как нет и однозначного понимания, хотят ли они сохранить климат на планете и добиться реального снижения выбросов или только наполнить бюджет Евросоюза после пандемии".