Поделиться

    ВВС США атаковали советский аэродром "Сухая речка" 70 лет назад

    Приморский военный полевой аэродром Сухая речка называют "русским Перл-Харбор". 70 лет назад пилоты ВВС США расстреляли стоявшие там самолеты советской эскадрильи, нарушив госграницу СССР: по оценкам историков, инцидент мог привести к началу третьей мировой.
    US Air Force

    Сейчас рассказ о том, что летчики могли из-за навигационной ошибки перепутать советский и северокорейский аэродромы, расположенные в сотнях километров друг от друга, кажется фантастическим. Тем не менее именно так звучит официальная версия случившегося.

    Напомним, Корейская война началась 25 июня 1950 года. Американцы поддерживали в конфликте Республику Корея: так можно объяснить появление двух истребителей Lockheed F-80C Shooting Star, принадлежащих ВВС США, вблизи советского аэродрома. За штурвалами были летчики Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф. По воспоминаниям пилотов можно восстановить цепь событий 8 октября 1950 года. Они указывали на то, что из-за отсутствия радионавигации расчеты делались исходя из направления ветра и его силы.

    В тот день полет проходил сначала над облаками, а затем два самолета снизились, увидели дорогу, по которой двигался грузовик, и по ней вышли на аэродром. Там были выстроены порядка 20 самолетов, на зеленых фюзеляжах которых были звезды. Недолго думая пилоты выпустили по ним несколько очередей, развернулись и улетели. Позже они признавались, что были уверены в том, что находятся над корейским аэродромом Чхонджин, а советские звезды спутали с северокорейскими опознавательными знаками. Правда, на обратном пути рядом с побережьем пилоты разглядели остров и удивились: возле Чхонджина такого не должно было быть. Вернувшись, они доложили обо всем командованию.

    Что происходило в этот день на советском аэродроме? Во время налета командир полка полковник Савельев на месте отсутствовал, готовясь к учениям, вместо него остался подполковник Виноградов, заместитель командира. Он не дал сигнал на вылет дежурных истребителей. Обоих позже отдали под трибунал и понизили в должности.

    В результате налета были повреждены семь советских самолетов, один из них полностью сгорел. Это были Bell P-63 Kingcobra, поставленные в СССР по ленд-лизу. Из личного состава аэродрома не пострадал никто.

    - Официальные отчеты и то, что я видел, несколько расходятся. Считается, что один самолет взорвался, и еще шесть самолетов было сильно повреждено. На самом деле было повреждено более двадцати самолетов, а в полку по штату всего сорок самолетов должно быть. В официальных документах: они сделали один заход, и ушли. А на самом деле они сделали два захода. Расстреляли самолеты "Кингкобры", стоящие по линейке. Вот такая ситуация. И никаких "МиГов" там не было. Американцы самолеты своего производства расстреляли, - позже вспоминал бывший начальник службы безопасности полетов 76 воздушной Армии полковник Владимир Забелин, участник Корейской войны. Интервью опубликовал портал airforce.ru.

    На следующий день после случившегося министр иностранных дел СССР Андрей Громыко выступил с протестом в ООН. Объяснения от американской стороны последовали лишь спустя 11 дней после случившегося. Президент Гарри Трумэн признал вину США, выразил готовность возместить причиненный ущерб и заявил о дисциплинарных мерах, принятых по отношению к командиру полка ВВС США на Дальнем Востоке и к провинившимся летчикам.

    Полковник Забелин уверен в том, что случившееся - не ошибка, а провокация. "Они прекрасно знали, куда летят. Пролетели сто километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились, и прочее, ерунда", - рассказывал он. После этого случая был создан 64-й авиационный корпус, почти всю авиацию Дальнего Востока переучили на новую технику, было также введено боевое дежурство в полках.

    Поделиться