Закон, о котором идет речь в публикации, парламент принял буквально несколько дней назад. А к его разработке приступили еще в начале года. Стоит отметить, что это не первый нормативно-правовой акт, касающийся щекотливой темы самозахвата участков. В 2018 году руководство страны одобрило закон о трансформации (переводе из одного назначения в другое) земельных участков, благодаря которому в республике узаконили более девяти тысяч гектаров и оформили возведенные на них 40 тысяч домостроений.
- Учитывая то что вопросы трансформации земель оставались нерешенными с 1983 года, у граждан, построивших дома на земельных участках сельскохозяйственного назначения, накопилось огромное количество социальных и бытовых проблем. После принятия закона граждане могут легализовать свое имущество, зарегистрироваться по месту жительства, решить вопрос с устройством детей в детские сады, школы, получить социальную и медицинскую помощь, - отметили тогда в кабинете министров.
Впрочем, разница между тем законом и документом, который одобрил и.о. президента Садыр Жапаров, есть, и большая. Два года назад под трансформацию попали участки, на которых велась незаконная стройка до введения в КР официального моратория на изменение статуса земель сельхозназначения 31 июля 2009-го. Теперь же, согласно сообщению пресс-службы и.о. президента, речь идет о "решении вопросов, поднимаемых гражданами, незаконно построившими жилые дома на земельных участках орошаемой пашни после введения в действие моратория на трансформацию, и о предоставлении возможности перевода земель, непригодных для использования в сельском хозяйстве или имеющих госакты о праве частной собственности".
По данным минсельхоза КР, речь идет о 1711 гектарах, трансформация которых будет способствовать решению социальных проблем 11300 семей. "Люди в результате приобретут гражданские права", - отметили в ведомстве. Большая часть земель - 1629 гектаров - находится в Чуйской области страны, в Сокулукском и Аламединском районах.
Вместе с тем подписанный Садыром Жапаровым закон ужесточает наказание за "захват чужого земельного участка и самовольное строительство на землях сельхозназначения" (именно так теперь называется статья 207 УК КР). Ранее правонарушение наказывалось штрафом VI категории (от 120 до 300 тысяч сомов в зависимости от возраста осужденного) или лишением свободы II категории (от 1,6 до пяти лет в зависимости от возраста осужденного). Теперь же наказание за это деяние - лишение свободы III категории (для несовершеннолетних от 2,6 до четырех лет, для других физических лиц - от пяти до 7,6).
Стоит отметить, что подписанный и.о главы государства закон не стал предметом общественного обсуждения в стране, хотя тема захватов земельных участков, особенно в столице, и незаконного строительства на них ранее была, как говорится, "в топе". По мнению политолога Марса Сариева, это говорит о том, что она в последние годы потеряла свою актуальность. Того, что творилось в республике в этом отношении в послереволюционные дни в 2005 и 2010 годах, уже давно не происходит. "И, как мне кажется, эта легализация земельных участков не станет причиной новых захватов", - отметил эксперт.
Впрочем, прав ли он, покажет только время.
Справка "РГ"
Закон КР о введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий направлен на обеспечение продовольственной безопасности и защиту особо ценных земель сельскохозяйственного назначения в стране.
Внесенные в нормативно-правовой акт последние изменения стали тринадцатыми по счету с момента принятия документа.
Введенный в 2009 году мораторий не распространяется на перевод орошаемых земель пашни в земли, в том числе занятые многолетними плодовыми насаждениями; выделяемые под кладбища; под строительство общеобразовательных объектов и объектов здравоохранения, физкультурно-оздоровительных комплексов, ветеринарной, фитосанитарной и агробиохимической лабораторий, находящихся в государственной или муниципальной собственности; под строительство военных, пограничных объектов и застав, малых и крупных электроэнергетических производственных мощностей и высоковольтных электрических линий; выделяемые для газовых труб и их сооружений, индустриально-логистических центров, промышленных объектов; выделяемые под строительство и реконструкцию железных, автомобильных дорог и мостов, туннелей, эстакад общего пользования, государственных и муниципальных объектов питьевого водоснабжения, водоотведения, очистных сооружений; выделяемые для расширения территорий аэропортов КР; выделяемые в целях переселения граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
Решить проблему самозахвата земли в КР ранее пытались и депутаты парламента. К примеру, в 2015-м народные избранники предложили на суд общественности два законопроекта. Разработчики предлагали легализовать сельскохозяйственные земли, захваченные самозастройщиками и используемые не по назначению, - 12 тысяч гектаров.
Автором первого законопроекта был Омурбек Текебаев, возглавлявший на тот момент парламентскую фракцию от партии "Ата-Мекен".
- Это было нужно сделать для того, чтобы снизить социальную напряженность среди самозахватчиков, - объяснял он. - В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на участки граждане, проживающие в самовольно построенных домах, не могли устроиться на работу, встать на воинский учет, участвовать в важных общественно-политических мероприятиях, получать соответствующую медицинскую помощь.
По его словам, действие закона, в случае его принятия, распространялось бы только на тех, кто построил на таких участках жилые дома до августа 2012 года.
Второй законопроект - инициатива депутата от фракции "Ар-Намыс" Эсенгула Исакова. Парламентарий предлагал узаконить почти 39 тысяч жилых объектов, но лишь построенных до 31 июля 2009-го. По его данным, с 1983 по 2009 годы в республике было захвачено 12 тысяч гектаров орошаемой пашни. В возведенных на них домах сегодня проживает 41739 семей.
- Считаю, что к ответственности нужно привлекать тех, кто позволил этому случиться, а не домовладельцев, - заявлял законодатель.
Но оба законопроекта, в конце концов, по различным причинам были отозваны.
Напомним, что проблема захвата земли, особенно вокруг Бишкека, была особенно актуальной в первые несколько месяцев после революций 2005 и 2010 годов. Решить ее в ту горячую пору у власти не было ни сил, ни возможностей. Да и власть как таковая отсутствовала.
Впервые же самозахваты земель в Бишкеке произошли в начале 1990-х годов. Решить проблему силой - приезжих из регионов страны в основном привлекали плодородные земли, что вызывало гнев у фермеров, - власть не отважилась, боясь спровоцировать новые, более масштабные акции. Согласно официальным данным, только в одном Аламединском районе самовольно было захвачено свыше тысячи гектаров орошаемых пашен.