Новости

04.12.2020 16:02
Рубрика: Культура

Как пандемия изменила медиамир

3 декабря состоялось ежегодное собрание членов Международной академии телевидения и радио (IATR), которую возглавляет Анатолий Лысенко. На собрании академики и эксперты медиаиндустрии подвели итоги 2020 года и поделились прогнозами на будущее. Второе произошло на круглом столе "Новый облик и форматы медиамира и профессиональной журналистики", который стал ключевым событием мероприятия.

К дискуссии были приглашены ведущие эксперты медиаотрасли. Завершающийся год оказался очень неожиданным, так как никто ранее не мог предсказать пандемию, карантин, запреты на проведение культурных мероприятий, перевод на удаленный режим и другие неожиданности, произошедшие в 2020 году. Каким будет следующий год?

Илья Лазарев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, поднял важную тему фейковых новостей: "Думаю, что важнее пандемии сегодня то, что происходит на информационных фронтах - очевидное усиление темы фейк-ньюс, увеличение потока негатива, его неструктурированность. Необходимо думать, как действовать, чтобы наш зритель, радиослушатель, пользователь получал достоверную и качественную информацию".

Метод борьбы с фейками, с которым согласились большинство участников, предложил Александр Акопов, генеральный продюсер Cosmos Studios, президент Академии Российского телевидения: "Фейк-ньюс запретами победить невозможно. Надо научить людей разбираться. Необходимо ввести в школьную программу курс информационной культуры. Учить детей определять достоверность информации, рассказывать, как жить в информационном обществе, как вести в соцсетях, формировать у них разумное отношение к играм, - все это важнее, чем учить, скажем, биологии".

Генеральный директор НТВ Алексей Земский рассказал о том, как федеральный канал осваивает интернет. По количеству онлайн-просмотров НТВ занимает лидирующие позиции, при этом канал столкнулся с трудностями монетизации своего успеха. "Вещатели не обращают внимание на такой цифровой инструмент, как досмотр, когда начало сериала зрители увидели по телевизору, а продолжают смотреть в интернете. В странах с развитым медиарынком досмотр может приносить практически столько же денег, сколько и телереклама. Но у нас в стране нет культуры досмотра".

В качестве примера он подсчитал, что 160 миллионов досмотров на Youtube 16-серийного сериала эквивалентны 6 миллионам просмотрам в категории 18+ или дополнительным 5% рейтинга. "Если приучить зрителя и рекламодателя, то досмотры помогут телевещателям удвоить доходы. Ни один канал в одиночку не может переломить ситуацию - это индустриальный инструмент, надо работать в этом направлении всем. Главное, чтобы этот инструмент был легальным!" - подытожил Алексей Земский.

Игорь Мишин, генеральный директор компании "МТС Медиа", рассказал о том, что ждет российских зрителей в связи с развитием в России онлайн-кинотеатров и ОТТ-сервисов: "Видеосервисы у нас не похожи один на другой, у каждого есть и свои плюсы, и свои "родовые травмы". Сегодня нельзя быть просто онлайн-кинотеатром, так как есть мировой лидер Netflix. Поэтому подобные сервисы развиваются, как часть экосистем, которые вырастают либо из телекоммуникационных компаний, либо из крупных телевизионных холдингов. 2021-й и 2022-й будут годами зрительского кайфа, за смешные деньги люди получат море контента фантастического качества. Это будут тысячи фильмов по цене одного билета в кино". По мнению Игоря Мишина, через 5-7 лет структура этого сегмента медиа изменится - тройка лидеров, которая сможет выиграть борьбу за зрительское время, получит две трети объема рынка ОТТ в России.

Оксана Барковская, генеральный продюсер телекомпании "Формат ТВ", осенью этого года выпустила онлайн-сериал "Новенький", быстро ставший популярным у подростков и их родителей. "За месяц с небольшим "Новенький" посмотрели 25 миллионов человек. Все говорили, что сериал попал в аудиторию, потому что он честный и настоящий. Детей 12-16 лет называют нерекламоберущей аудиторией, которая долгие годы была неинтересна телеканалам. В результате мы получили поколение, которое выросло на "видосиках" из интернета. "Новенький" показал, что это поколение очень нуждается в собственном контенте. Все подростки, хотят, чтобы с ними говорили честно, глядя им в глаза".

Опыт работы над "Новеньким" показал: даже поднимая непростые и невеселые темы, давая советы психологов, которые простым языком объясняют сложные вещи, за небольшие деньги и в короткий срок можно создать сериал, который станет очень популярным. Поэтому готовится второй сезон "Новенького" и еще несколько сериалов специально для онлайн-показа для молодежи.

Интернет повлиял и на радио. Алексей Орлов, директор дирекции радиовещания на русском языке МИА "Россия сегодня" (радио Sputnik), рассказал, что в этом году редакция обнаружила рост интереса к подкастам и любым записным форматам. У радио Sputnik в ноябре скачали и прослушали в 20 раз больше подкастов, чем файлов в январе. Он назвал этот тренд "окном возможностей для индустрии".

Президент "ТВМ Групп", член Российской академии радио Владимир Таллер сообщил, что весной рынок радио резко сократился - падение превысило 30%. Осенью радиовещатели часть падения отыграли, ведь радио - самое мобильное, быстрое медиа. Главной новостью на радиорынке стала презентация мультиплатформенного индустриального радиоплеера. Он поможет радиостанциям развиваться в интернете и конкурировать с онлайн-сервисами, предлагающие музыку разных форматов. Новая платформа стратегически важна для развития индустрии радио и у нее большое будущее.

Диана Берлин, заслуженный журналист России, заслуженный деятель искусств, подняла еще одну важную тему: "Нет такой настоящей страны, в которой бы не было национального вещания на качественном уровне. В России мы такое вещание потеряли, когда лет 30 назад недооценили проблему. Радио, которое может слышать вся страна, на котором будут художественные постановки, разговорные программы о смысле жизни, - такое радио должно быть и в России! Оно может вещать параллельно с теми радиостанциями, которые любят слушатели".

В круглом столе также принимали участие Ашот Джазоян, секретарь Союза журналистов России, Председатель Медиаконгресса "Содружество журналистов"; Леонид Млечин, председатель Правления Международной академии телевидения и радио; Роман Бабаян, главный редактор радиостанции "Говорит Москва" и другие.

В завершении ежегодного собрания IATR были вручены премии за весомый вклад и заметные проекты в области телевидения и радио "Академическое признание", почетные грамоты и благодарности Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Полный список награжденных на www.interatr.org.

Культура Кино и ТВ ТВ и сериалы Кино и ТВ с Сусанной Альпериной