09.12.2020 16:30
    Поделиться

    Основным драйвером лизингового рынка остается автосегмент

    Лизинговому рынку в этом году удалось избежать "апокалиптического сценария" в связи с пандемией и связанными с ней ограничениями. Большинство компаний могут управлять рисками нынешнего кризиса. Однако доходность бизнеса снижается, поскольку снижаются ставки на рынке, а также наблюдается острая конкуренция, отметили участники конференции "Российский лизинг: адаптация к новым реалиям", организованной рейтинговым агентством "Эксперт РА", аналитической компанией "Эксперт Бизнес-Решения" и аналитическим центром "БизнесДром" при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации.

    Как отмечается в представленном на конференции исследовании "Эксперт РА", по итогам первого полугодия объем нового бизнеса лизингового рынка сократился на 22%, однако падение за девять месяцев составило всего 5%. Это было обеспечено динамикой рынка в третьем квартале - рост составил 70%, основным драйвером выступил автолизинг. Его доля в общем объеме нового бизнеса лизингового рынка превысила 40%.

    Объем новых договоров достиг 1,43 триллиона рублей. Однако участники рынка назвали эту цифру оптимистичной и отметили, что по 25-30% заключенных договоров не происходит передачи предмета лизинга. То есть договор был заключен, а аванс не уплачен, или предмета лизинга не было в наличии, он был продан и т.д.

    Острая фаза кризиса была пройдена во втором квартале, тем не менее объем проблемных активов в портфелях лизинговых компаний составляет 20%. По словам младшего директора отдела рейтингов кредитных институтов "Эксперт РА" Зои Советкиной, лизинговые компании пошли навстречу клиентам из наиболее пострадавших отраслей и предоставили им отсрочку платежей либо увеличили сроки контрактов. Смещение графиков платежей, в свою очередь, заставило лизинговые компании обращаться за реструктуризацией кредитов в банки.

    Вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации, заместитель генерального директора "Сбербанк Лизинг" Алексей Киркоров рассказал, что все лизинговые компании предоставляли реструктуризацию своим клиентам, кто-то давал отсрочку на три месяца, кто-то на шесть.

    "Год прошел на фоне роста дефолтности лизинговых договоров, - отметил генеральный директор "ВТБ Лизинг" Дмитрий Ивантер. - Мы реструктуризировали около 10% договоров".

    По его словам, портфель довольно консервативный, рисковых клиентов не так много. Текущая дефолтность по реструктуризированному портфелю в сегменте автолизинга составляет 13% (речь идет о договорах, платежи по которым просрочены более чем на 30 дней). В дальнейшем, по мнению Ивантера, дефолтность будет увеличиваться, и ее уровень по реструктуризированному портфелю в сегменте автолизинга в два раза превысит средний уровень по портфелю в предыдущие годы.

    Эксперты отметили несколько внешних рисков, оказывающих давление на автолизинг. Это, в частности, падение курса рубля и рост цен на автомобили, в том числе подержанные (то есть удорожание предмета лизинга для клиента). Также количество потенциальных клиентов сокращается, поскольку сегмент малых и средних предприятий сократился на 4,2%. Снижаются и пассажирские перевозки общественным транспортом (на 31,7%).

    В то же время связанные с пандемией ограничения принесли и положительные тренды. У игроков этого рынка появились клиенты из секторов, которые ранее или вообще не использовали лизинг, или мало его использовали. В первую очередь это электронная коммерция - из-за самоизоляции резко вырос спрос на автомобили для доставки товаров и еды на дом. По словам Ивантера, количество клиентов из этого сегмента увеличилось в два раза.

    Также значительно выросло использование лизинга в ИТ и телекоме (в 2,8 раза за девять месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года). Цифровизация энергетики и стремление к снижению потерь повысило спрос на лизинг оборудования.

    Поделиться