Русполимет Дробмаш Гранком Завод вакуумной металлургии Выксунский литейный завод

Российский автопром пострадал меньше зарубежного

Пандемия коронавируса отразилась на российском автопроме в меньшей степени, чем на европейском. К такому выводу пришли участники XI Московского международного форума автомобилестроения IMAF2020, который прошел в гибридном формате.
 Фото: Сергей Николаев/РГ  Фото: Сергей Николаев/РГ
Фото: Сергей Николаев/РГ

Производство и продажи транспортных средств в апреле-мае были практически прекращены. Спасла положение активная позиция представителей Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) и Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которые смогли убедить правительство РФ причислить автомобилестроение к наиболее сильно пострадавшим отраслям. Их предложения по поддержке автобизнеса были включены в антикризисный пакет российского правительства и, по словам вице-президента Messe Frankfurt Exhibition GmbH, бренд-менеджера выставки Automechanika Михаэля Йоханнеса, после частичной отмены ограничений способствовали росту спроса на авто. И изменению прогноза развития рынка до конца года с пессимистичного на умеренно оптимистичный.

По мнению экспертов АЕБ, "Автостата" и РОАД, продажи легковых автомобилей в России снизятся процентов на 10, и это падение гораздо мягче, чем в Европе, хотя в апреле оба рынка рухнули примерно одинаково - на 70 процентов.

Как сообщил генеральный директор Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) Эрик-Марк Уайтема, в благополучные годы в Европе производится около 15 миллионов автомобилей. По результатам же 2020-го ожидается на 23 процента меньше - в сегменте легковых и почти на треть - в сегменте коммерческого транспорта. Коронакризис сказался более чем на миллионе рабочих мест из 2,6 миллиона, действовавших на предприятиях автомобилестроения и смежных отраслей: либо эти места сокращены, либо работники переведены на неполную занятость. Нарушены цепи поставок, и предприятия и дилерские центры до сих пор испытывают нехватку запчастей.

В России продажи коммерческого транспорта снизятся неравномерно, в зависимости от сегмента, считает директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. Комтранс в основном востребован бизнесом, а ему была оказана поддержка. Это и сказалось на меньшем падении рынка коммерческой техники. В частности, по грузовикам спад ожидается в районе всего 7 процентов, и это, по словам эксперта, очень неплохой результат. Конкретно по тягачам он чуть больше - до 9 процентов. Автобусный рынок потеряет, скорее всего, 6 процентов. Сильнее всех просядет сегмент легких грузовиков, но это вполне объяснимо: их основной покупатель - малый и средний бизнес, на котором кризис сказался сильнее всего.

Что касается прогнозов, то практически во всех сегментах ожидается рост от 3 до 6 процентов, и подъем может продолжаться до 2025 года, "если к нам опять не прилетит какой-нибудь "черный лебедь", - пошутила Татьяна Арабаджи.

Комментарий

Эрик-Марк Уайтема, генеральный директор Европейской ассоциации автопроизводителей:

- Перед автопромом стоят два глобальных вызова, которые в будущем фундаментально изменят автоиндустрию. Это декарбонизация и диджитализация. То есть автомобиль будущего одновременно должен стать и цифровым, и "зеленым". Выбросы от автомобилей и автобусов к 2035 году должны сократиться на 35 процентов. И большинство людей этот тренд поддерживают, отдавая предпочтение гибридам и электромобилям: в последнее время спрос на них вырос существенно.

Кстати

По данным аналитического агентства "Автостат", рынок новых электромобилей в России за 10 месяцев 2020 года вырос на 53 процента, и составил 343 единицы. Но надо учесть, что на каждый проданный новый электрокар приходится 11 подержанных. Так что общие продажи электромобилей в России в этом году составили около 4 тысяч экземпляров. Спрос растет благодаря отмене ввозной пошлины на такую технику с мая этого года.