11.12.2020 21:45
Поделиться

В прокат вышло продолжение бурной одиссеи "Неадекватных людей"

Спустя десять лет после появления культового, как считается, фильма Романа Каримова "Неадекватные люди" его герои снова вернулись на экран во второй части картины. Однако у "Неадекватных людей-2" значительно меньше оснований называться комедией. На мой взгляд, это выстрел вообще мимо жанра.
kinopoisk.ru

Герои, понятно, повзрослели, их семейная жизнь, так увлекательно начавшись в первом фильме, давно дала трещину: Кристина (ее по-прежнему играет Ингрид Олеринская) уже не скрывает раздражения мужем и, по всем признакам, снова пребывает в состоянии поиска. Она и прежде была не подарок, а теперь стала совсем неуправляемой: постоянно взвинчена и заводится без причин. Говоря словами друга дома Психолога, по-прежнему ищет себя, и ее нужно отпустить на свободу.

Путь Кристины по фильму не назовешь целеустремленным. Она порывается поступить в университет, провалившись, легко отзывается на штурм и натиск студента-ловеласа, ходит по ночным клубам, охотно танцует у шеста, устраивается в некую компанию, где излагает пару рациональных идей и выбивается в начальники, но немедленно заваливает дело. Потерпев очередное фиаско и оставшись без денег, спит на улице, ворует в магазине колбасу, прибивается к гастарбайтерам и ночует в их каморках, - опускается. Фильм, выстроенный очень прихотливо, по принципу чересполосицы, завершится многоточием, открыв финал для возможного продолжения. По сбившемуся к финалу ритму видно, что авторы тоже стали двигаться по инерции и реально не знали, когда и чем все это закончить.

Ее бывший, Виталик (Илья Любимов), вроде бы основательней, но и он в некоем поиске, что для брошенного мужа объяснимо и естественно. Еще более основательный Психолог у активно снимающегося Евгения Цыганова - очевидный циник и отпетый прагматик, выполняет роль кукловода-сводника, который не чурается и сам поживиться. Характеры выписаны занятно и сыграны, как и в первой картине, так же колоритно. Но если первая часть была нацелена на некий динамичный взлет, то вторая - очевидная стагнация, беличье колесо, где нет ни перспектив, ни выхода.

Очень чувствуется влияние новой феминистской волны. Женщины в фильме уверенней и напористей мужчин. Они витийствуют в руководящих креслах, бесцеремонно тянут подчиненных за рукав выпить кофейку и образуют свой клан единомышленниц, понимая друг друга с полуслова, ненавидя соперниц и приходя на помощь товаркам в беде. Отдельным вставным сюжетом смотрится ответвление с гастарбайтерами, живущим в богатой Москве на правах людей третьего сорта. Мозаичность картины, сложенной из постоянных перебросок во времени и ретроспектив, проясняющих ранее не видимые пружины сюжета, сначала интригует, потом кажется чрезмерной, фильм начинает явственно буксовать. Уже где-то к его середине зрителю ясно, что Кристина, резво начав, окажется у разбитого корыта, но не хочется верить в столь открытую назидательность этой истории, и фильм досматриваешь до финала - как уже сказано, открытого.

Укрощение строптивой. Виталик (Илья Любимов) и Кристина (Ингрид Олеринская) в минуту затишья. Фото: Трио Фильм

Актеры - и Илья Любимов, и Евгений Цыганов, и Ингрид Олеринская - с нескрываемым удовольствием вступают в ту же воду в надежде, что она понесет сюжет куда-то дальше. Но, видимо, тоже чувствуют стагнацию и довольно быстро сникают, теряют былой азарт, начинают повторяться. Диалоги фильма по-прежнему хороши, но из них исчезла самоирония, ушел юмор, и теперь этот драматический круговорот персонажей в природе никак не назовешь комедией. Хотя именно так фильм и обозначен в афишах.

Думаю, это даже не фильм для кинотеатров. Учитывая его эпопейный метраж (2.15), его легко вообразить разрезанным на те самые лоскутки и поданным в виде сериала. Уверен, это был бы очень неплохой сериал: интеллектуальная природа самого процесса поисков места под солнцем, а заодно и смысла своего существования требует пауз для того, чтобы вместе с героями обдумать каждое происшествие. Прикинуть возможный ход дальнейших действий. И сверить с тем, как все пойдет в реальности. Это был бы интересный мини-сериал о судьбе запутавшегося в собственных сетях феминизма. И о патриархате, сдавшемся так легко и позорно. Он не казался бы таким громоздким и тяжеловесным. И, возможно, в нем нашлось бы место ироническому остранению всей этой суеты.

Фильм по-прежнему показывает прихотливую вязь человеческих отношений, но из него ушел юмор, исчезла самоирония 

Это авторское кино, и его автор, режиссер Роман Каримов, признавался, что роль героини он, подобно Бальзаку, списал с себя. Перевоплощение безусловно удалось, и первая картина была не просто убедительной, но и по-своему этапной для осмысления конвульсий новых генераций, без руля и ветрил барахтающихся в волнах нахлынувшей буржуазности. Второй фильм продолжает тему в более драматичном ключе, но время основательно расшатало, разболтало всю его прежде крепко свинченную конструкцию, а режиссерской энергии собрать ее воедино уже не хватило. Так бывает, если автор надеется повторить свой давний триумф, не испытывая при этом никакой иной, более осмысленной потребности.