20idei_media20
    12.12.2020 11:46
    Рубрика:

    Ла Скала открыла новый сезон в пустом зале

    Одно из важнейших событий в культурной жизни Италии - открытие сезона в Ла Скала - впервые в истории прошло при пустом зале. Вместо традиционной оперной премьеры по телевидению была показана программа, сочетающая оперные и балетные номера.
    iStock
    iStock

    Традиционно сезон в легендарном миланском театре открывается 7 декабря - в день святого покровителя северной столицы Италии Амвросия Медиоланского: в этот торжественный вечер зал заполняет элитная публика, а билеты на спектакль единственный раз в году стоят около трех тысяч евро.

    За многовековую историю театра это событие отменяли всего три раза, а последний раз - в годы Второй мировой войны, когда из-за бомбардировок здание Ла Скала оказалось серьезно повреждено.

    В этом году провести инаугурацию сезона помешала пандемия коронавируса: из-за карантинных ограничений театральная жизнь в Италии до сих пор не возобновлена, и Ла Скала еще в ноябре пришлось отказаться от новой постановки "Лючии де Ламмермур" Доницетти c американской певицей Лизетт Оропезой. Заменой классической оперной премьеры стал уникальный телевизионный спектакль с символическим названием "A riveder le stelle" ("Снова увидеть звезды…"), отсылающим к финальной строке первой части "Божественной комедии" Данте. В концерте приняли участие двадцать четыре известных певца со всего мира, среди которых - Лизетт Оропеза, Кристина Ополайс, Марина Ребека, Элина Гаранча, Пласидо Доминго, Ильдар Абдразаков, Хуан Диего Флорес, Роберто Аланья, Витторио Григоло и многие другие. В концерте участвовали оркестр и хор Ла Скал под управлением худрука театра Риккардо Шайи, но музыканты расположились не в оркестровой яме, а в партере, отделенные друг от друга пластиковыми экранами.

    По замыслу режиссера спектакля - итальянца Давиде Ливерморе, в последние годы постоянно сотрудничающего с Ла Скала, в спектакле должны были соединиться опера, драматическое искусство и балет - три вида искусства, которые больше всего пострадали во времена пандемии. В свою очередь, сцена Ла Скала превратилась в экспериментальную площадку, где оперное искусство как будто вступило в диалог с обществом, его проблемами и страстями.

    Шедевры Верди, Пуччини, Вагнера, Россини, Доницетти, Джордано, Чилеа, Массне перемежались с поэтическими текстами Виктора Гюго, Эудженио Монтале и Чезаре Павезе на злободневные темы: это и критика государства, и роль женщины в современном обществе, и тема героизма и слабости, и мотив надежды. Балетные выступления включали в себя, помимо классических фрагментов Верди и Чайковского, также и современные по стилистике номера: так, солист балетной труппы Ла Скала Роберто Болле в номере "Waves" на музыку Эрика Сати предстал перед зрителями в фосфоресцирующей пирамиде из лазерных лучей. А в сценическом прочтении оперных отрывков использовались технологии "дополненной реальности" и видеопроекций, создававшие самые разные визуальные образы: от захватывающих своей красотой космических пейзажей во время победоносной арии Калафа из "Турандот" и панорамных видов Рима под звуки "Тоски" до ночных красот Милана с высоты птичьего полета при исполнении финального ансамбля из "Вильгельма Телля" Россини.

    Это открытие сезона Ла Скала транслировал итальянский телеканал RAI1 в европейских странах: по информации портала Operawire, концерт посмотрело около трех миллионов человек.

    Между тем

    По распоряжению правительства все итальянские театры останутся закрытыми для публики по крайней мере до 15 января 2021 года.