Первое "летающее крыло": БИЧ-3 поднялся в воздух 95 лет назад

3 февраля 1926 года состоялся полет первого в мире самолета типа "летающее крыло". БИЧ-3 создал Борис Черановский. Он стал основоположником создания бесхвостых самолетов в СССР и первым в мире придумал аэроплан данного типа.
wikimedia.org

Борис Черановский был автором порядка 30 различных самолетов и планеров. Однако наибольшую известность ему принесли как раз "параболы". В 1920 году он представил БИЧ-1. Потом спроектировал БИЧ-2. Последний аппарат был построен в натуральную величину. Такие аппараты могли летать.

БИЧ-3 имел двигатель в 18 лошадиных сил. Крыло спереди было очерчено по кривой - параболе. Задняя кромка крыла - прямая, там находились рули высоты и элероны. Вертикальное оперение служило обтекателем кабины летчика, почти утопленной в крыло толстого профиля площадью 20 квадратных метров.

Аппарат был легкий, хотя и выполнен из дерева. Пустой весил около 140 килограммов, взлетная масса - 230 кг. Скорость - около 100 километров в час, посадочная скорость не превышала 40 километров.

Испытывал БИЧ-3 летчик-испытатель Борис Кудрин. Аппарат продемонстрировал невысокую устойчивость, зато хорошую управляемость. Как потом вспоминал Борис Черановский, он и сам поднимался на "летающем крыле", испытывал его всесторонне. Самый продолжительный полет на БИЧ-3 состоялся 3 ноября 1926 года и длился восемь минут.

Всего было выполнено 18 полетов на БИЧ-3. Позднее на его основе создали усовершенствованный двухместный аппарат БИЧ-7. Он был гораздо больше предыдущего и весил свыше 800 килограммов.

Черановский построил еще несколько аппаратов. Перед войной он создал гоночный бесхвостый самолет БИЧ-21. Он развивал скорость более 300 километров в час.

Как отмечают эксперты, не все самолеты Бориса Черановского были удачными. Но сама идея была верной. Сегодня многие скоростные самолеты созданы именно по схеме "бесхвосток", а некоторые - и "летающих крыльев".