Андрей Семашкин - один из тех, кто отправился покорять снежные просторы. Для него это 12-я по счету гонка, в четырех из них он побеждал. Несколько лет подряд в "Берингии" участвовала его супруга Анастасия, тоже титулованный спортсмен, дважды получавшая берингийскую "бронзу". Недавно Настя родила восьмого ребенка и осталась дома.
Андрей признается, что каждый раз на финише говорит себе: все, хватит! Но ближе к осени его начинают будоражить сны о гонке, и он понимает - надо готовиться.
- Когда выходишь на маршрут, остаешься совсем один - нет мобильной связи, людей вокруг. Ты наедине с Богом и своей командой. Несешься с ней в едином порыве с ощущением, что за спиной вырастают крылья. Как объяснить, почему ты каждый раз идешь на гонку? Почему альпинист поднимается в гору, заведомо зная, что это может быть его последнее восхождение? То же самое и здесь - испытываешь пиковое чувство свободы, - говорит он.
- Экстремальные условия выворачивают наизнанку, и ты понимаешь, чего стоишь, - поддерживает мужа Анастасия.
Каюры называют "Берингию" "домашней" гонкой, потому что длинный путь делится на этапы по 60-80-100 километров от села до села. Утром, когда спортсмены отправляются в дорогу, судья включает секундомер, а вечером, когда достигают нужной точки, выключает. В конце пути показатели каждого участника суммируются.
Чаще всего каюры ночуют в деревнях или на базах оленеводов. Если требуется, организаторы соревнований пробивают путь на снегоходах. Кроме того, в дороге участников кормят. Несмотря на все условия экстрима хватает.
Андрей вспоминает, как в 2011 году столкнулся с медведем - тогда была сильная оттепель и косолапые рано проснулись. Когда увидел дикого зверя рядом с трассой, испугался, что собаки погонятся за ним. Но они потявкали и прошли мимо. А вот каюрам, чьи животные имели примесь охотничьей крови, пришлось нелегко - взыгравшие инстинкты заставили псов гонять медведя по тундре.
Другая опасность - жестокая пурга, которая часто случается в это время года. Однажды в непогоду Андрей чуть не потерял своих животных. В районе Карагинского перевала, знаменитого крутым нравом, сбился с дороги. Пока искал путь, одна из 14 собак перегрызла часть упряжи и частично освободила сразу шестерых псов. Если бы они рванули, то сразу несколько собак погибли бы, оторвав себе головы. Андрею пришлось схватить веревки и держать свою команду. Проходившие мимо участники гонки из-за пурги не увидели и не услышали его, на помощь через некоторое время пришла догнавшая мужа Анастасия.
В 2018-м, когда маршрут "Берингии" протянулся на 2100 километров до Чукотки, участников всю дорогу сопровождала стихия. На одном из перегонов - по дороге к реке Ука - жесткая низовая пурга заставила прятаться в снегу.
- Не было видно даже собак, которые стоят ближе к нарте. Мы остановились, выкопали ямы глубиной метра четыре - добрались до самой земли. В снегу было комфортно и тепло. Но тем, кто был позади нас, досталось куда больше. Они находились наверху сопки, где дул сильный пронизывающий ветер. Ну, слава Богу, все живы, - добавляет Андрей.
У каюров есть и другой способ переждать непогоду. Участник гонки, Валерий Чуприн, охотник из Эссо, который большую часть года живет в лесу и использует собак в повседневной жизни, называет его традиционным - так укрывались от ветра и снега его деды и прадеды. Между ручек и полозьев нарты плетут каркас из веревок, на него натягивают тент. Получается небольшая "палатка", где может спрятаться человек.
Свою нарту Валерий Чуприн делал сам лет 20 назад тоже по традиционной технологии без единого гвоздя. Современные в ней только полозья, которые подбиты пластмассой для лучшего скольжения.
Раньше, говорит Валерий, ходили просто на деревянных, а в мокрый снег надевали оленьи камусы - специальные вставки из шкур. А сто лет назад полозья подбивали китовым усом, и тогда сани летали! Но об этом современные каюры знают только понаслышке.
Андрей Семашкин использует экспедиционную нарту из металла и пластика. Несколько лет назад он привез ее с Аляски сломанной и восстановил.
Серийно нарты не выпускают, люди, которые занимаются ездовым собаководством, делают их на заказ.
Так, один из признанных камчатских мастеров и четырехкратный чемпион гонки Андрей Притчин, мастерит их из березы. На эти соревнования он тоже отправился на сделанных собственноручно.
У Андрея Притчина, как и у Андрея Семашкина,- собачьи питомники, откуда они отбирают подходящих для соревнований животных. Это процесс, рассказывает Семашкин, начинается в августе, когда спадает жара. В прежние времена камчатские аборигены браковали псов с голубыми глазами, считая, что они одержимы злыми духами. Но для Андрея это не более чем суеверие. У собаки могут быть глаза любого цвета, гораздо важнее, чтобы на нее можно было положиться.
Каюры присматриваются к щенкам, отмечают самых азартных, сдержанных, выносливых, обладающих лидерскими качествами и внимательных к голосу человека.
Каждый день собаки тренируются. К старту гонки их общий набег может доходить до 5000 километров. Перед "Берингией" псов усиленно кормят, причем не только современным кормом, а как в прежние времена - сдабривают еду жиром нерпы, угощают головами лосося. Все для того, чтобы у четвероногих хватило сил выдержать многодневный марафон.
- Каждый раз сам себе задаю вопросы: почему собака всегда готова бежать? Что заставляет ее так пахать, сбивать лапы? И не нахожу ответа. Наверно, ей это нравится. И нам тоже, - смеется знаменитый камчатский каюр.
Победитель "Берингии-2021" получит главный приз в три миллиона рублей. За второе и третье места предусмотрено вознаграждение в размере двух и одного миллиона соответственно.
Владимир Солодов, губернатор Камчатского края:
- В будущем станем активно привлекать каюров из других регионов. В этом году мы во многом ограничены из-за COVID-19, до последнего был непонятен сам формат проведения "Берингии". В перспективе планируем вывести нашу гонку на международную арену.