Турецкий лидер отметил, что "фундамент канала будет заложен летом (этого года - "РГ").
По словам Эрдогана, подготовка к сооружению канала, "крупнейшему и самому важному инфраструктурному проекту нашей страны", уже "в значительной степени завершена", включая отчет оценки воздействия на окружающую среду.
По обеим сторонам нового канала, который должен пройти примерно в 30-60 километрах к западу от существующего Босфора, будут построены жилые кварталы, рассчитанные на 500 тысяч человек.
Стоимость проекта, по разным данным, оценивается в 15-20 миллиардов долларов. Рукотворный пролив будет длиной 45-50 километров, глубиной 25 метров, средняя ширина 150 метров. Такие размеры позволят проходить через него большим пассажирским лайнерам, танкерам и даже подводным лодкам. Для сравнения, Суэцкий канал сейчас порядка 20 метров в глубину и до 350 метров шириной.
Строительство второго Босфора призвано разгрузить существующий пролив, сделав судоходство между Черным и Мраморным морями более безопасным. Вместе с тем, у проекта есть немало противников. В последнее время широкое распространение получила теория, что Турция, создав второй Босфор, выйдет из Конвенции Монтрё о статусе проливов 1936 года, которая ограничивает возможность прохода через Босфор и Дарданеллы военных судов, которые не относятся к флотам черноморских государств. При этом сам Эрдоган по этому поводу ответил довольно расплывчато: "В настоящее время у нас нет ни работы, ни намерения отказаться от конвенции Монтрё. Но если такая необходимость возникнет в будущем, мы без колебаний можем пересмотреть и отказаться от любой конвенции. Если это послужит на благо нашей страны".
Более подробно о планах строительства второго Босфора - здесь.