издается с 1879Купить журнал

Наука экономить

Александр Суворов искусно руководил и армией, и домашним хозяйством

08 апреля 2021

Александр Суворов - в прошлом году отмечалось 220 лет со дня его рождения - был не только великим полководцем, но и рачительным хозяином. В этом теперь можно убедиться в Суворовском зале, который открылся в Москве.

Артем Локалов

Суворов - коренной москвич. Но его имя традиционно чаще связывали с Петербургом. Москва как будто всегда старалась остаться в тени, хотя родился один из самых известных военчальников в московской Покровской слободе. Тут прошло его детство, тут он поступил в Семеновский полк, расквартированный здесь же.

Если в Петербурге памятник Суворову появился на следующий год после смерти полководца - в 1801-м - то в Москве его увековечили в бронзе лишь в 1982-м. Мемориальный музей создали в Петербурге, а в Москве ничего подобного не было.

- Но Александр Васильевич любил этот город, всегда отмечал, что здесь началось его становление и путь как полководца - человека, которого почитают в России и боготворят в Швейцарии, которой Суворов принес независимость от Франции, - говорит Александр Манушкин.

Идея создать Суворовский зал в Москве, на Бакулинской улице, возникла у него вместе с настоятелем Никольского храма в Покровском протоиереем Кириллом Сладковым - чтобы в Москве появился не столько музей, сколько общественное пространство, связанное с Суворовым.

Тут собираются проводить встречи, устраивать выставки. Сейчас здесь представлены работы Ольги Калашниковой, которая создает свои произведения, посвященные Суворову и его солдатам, в технике на стыке графики, живописи и фотографии.

- Несколько музеев готовы предоставить нам экспонаты для экспозиции. И мы обязательно соберем все самое интересное. А пока просто рады, что и в Москве теперь есть настоящее суворовское место, - отмечает Манушкин.

Стены зала в бывшей богадельне вместо розового выкрасили в оливковый - именно такого цвета были мундиры у солдат суворовской эпохи. Но, как подчеркивают создатели Суворовского зала, он не столько про Суворова - гениального полководца, сколько про Суворова - обычного человека. Со своими переживаниями, заботами...

Тут, например, на самом виду примечательные суворовские письма, связанные с Москвой.

Так, в 1773-м он пишет генерал-фельдмаршалу Петру Румянцеву: "Вчера я имел неожидаемое мною благополучие быть обрученным с Княжною Варварою Ивановною Прозоровской по воле Вышнего Бога!.." И сообщает при этом, что в случае необходимости готов немедленно прибыть к месту службы.

А в 1784-м из владимирского имения Ундол Александр Васильевич пеняет своему московскому управляющему Матвеичу за "неприсылку недельных расходов":

- Яснее и своею рукою пиши и кратко и мелко, чтобы на почту немного денег тратить; за принос писем не давать денег, а самим на почте брать... К удобрению моей экономии московские и рождественские продукты продать, притом интересною для меня ценою, и сие основательное правило твердо хранить и впредь...

Суворовскую "Науку побеждать" переиздавали не раз. Пора выпускать "Науку экономить" - такой Суворов сейчас, возможно, даже актуальнее.

Ранее Суворовский музей или общественное пространство в Москве хотел создать Сергей Леонтьев. Но возле небольшого храма Феодора Студита на Большой Никитской, прихожанином которого был Суворов, просто не нашлось места. С другими местами Москвы, связанными с полководцем, тоже не вышло...

Зато Леонтьев поставил рядом с храмом Феодора Студита небольшой памятник матушке Суворова Авдотье Феодосьевне - у церкви раньше был погост, который ликвидировали. А в селе Воронино, что в Ярославской области, на свои средства восстановил усадьбу дворян Леонтьевых - своих предков. Один из залов музея там посвящен Суворову.

- Внучка Александра Васильевича Суворова Любовь породнилась с моим предком в 1823 году, - рассказывает Сергей Леонтьев. - И именно Любови Николаевне от матери - единственной дочери Суворова Натальи Александровны, которую он ласково звал Суворочкой - достался большой архив. Например, у нас можно увидеть локон Суворова. Когда Павел I вызвал его из опалы в Петербург "спасать царей", Александр Васильевич, прощаясь с дочерью (а ему было уже 70 лет), услышал от нее: "Папенька, оставь что-нибудь на память". Он оставил частичку себя. И она сохранилась...

За пять лет, что в Воронове работает частный музей, его посетило более 15 тысяч человек. Сергей Леонтьев надеется, что и в московском Суворовском зале будет много людей.