Новости

08.04.2021 15:40
Рубрика: Общество

Ученые: Наскальные рисунки помогали "поддерживать связь с космосом"

 Фото: iStock  Фото: iStock
Фото: iStock

Исследователи Яфит Кедар и Ран Баркаи из Тель-Авивского университета (Израиль) выдвинули гипотезу, согласно которой доисторические художники уходили глубоко в пещеры, чтобы "поддерживать связь с космосом".

Исследование опубликовано в журнале Time and Mind: The Journal of Archeology, Consciousness and Culture, а коротко о нем рассказывает The Independent.

Доисторические наскальные рисунки, возраст которых достигает нескольких десятков тысяч лет, неоднократно находили в пещерах Европы. Известны ими, например, пещеры в Испании и Франции.

Как правило, найти такие рисунки нелегко. Дело в том, что многие из них находятся не у входа в пещеру, а в самой ее глубине, причем в труднодоступных местах. Известны случаи, когда доисторические рисунки находили в километре от входа в пещеру.

Сам этот факт десятилетиями сбивает с толку ученых. Зачем доисторические люди уходили так далеко и как они создавали свои шедевры в кромешной тьме? Популярная теория гласит, что эти рисунки были частью некоего сакрального ритуала. А пещеры воспринимались либо как лоно матери, либо как некий вход в подземный мир.

В новом исследовании эти теории не оспариваются, но высказывается любопытное предположение о том, что древние люди уходили глубоко в пещеры, чтобы "поддерживать связь с космосом". Причем базируется это предположение на идее о том, что доисторические художники галлюцинировали из-за нехватки кислорода глубоко под землей при создании своих шедевров.

Израильские исследователи считают, что бесстрашные художники эпохи палеолита намеренно искали самые отдаленные и самые темные уголки. Нехватка кислорода воздействовала на их мозг, этот процесс известен как гипоксия. При кислородном голодании мозг человека действительно начинает создавать различные образы. Человека преследуют галлюцинации. По мнению авторов работы, древние люди, испытывая такие ощущения, могли думать, что они впадают в транс и общаются с некими существами, с космосом.

Эффект мог быть ускорен и усилен, считают ученые. Они пишут, что древние художники, должно быть, освещали себе путь факелами, иначе им было бы тяжело ориентироваться в темноте. Огонь этих факелов в самых отдаленных частях пещер лишь неминуемо сократил бы количество кислорода.

Это также могло бы вызывать у художников галлюцинации или эйфорию, ощущение выхода из собственного тела, что, возможно, находило отражение и в сюжетах доисторических картин.

"Мы обсуждаем значение пещер в мировоззрении коренных народов и утверждаем, что вход в эти глубокие темные среды был сознательным выбором, мотивированным пониманием преобразующей природы подземного, обедненного кислородом пространства", - пишут в своей работе авторы.

Они также считают, что погружение в глубины было "онтологической ареной", которая позволила древним людям "сохранить свою связь с космосом".

Общество Наука