Нет, организаторы open air уже привыкли к необходимости соблюдать правила безопасности во времена COVID-19. Некоторые, как в прошлом году на Stereoleto в Санкт-Петербурге, будут даже раздавать бесплатные маски. Увеличат число волонтеров, дежурящих медиков и охрану… Главная проблема возрождения масштабных open air в России, думается, все-таки в другом: за 2020-й год их состоялось только два - Stereoleto и "Джазовые сезоны" Игоря Бутмана в Подмосковье, а остальные были отменены или перенесены.
В итоге их организаторы потеряли от 10 до 22 миллионов рублей, а шоу-индустрия попала в кризис. Часть менеджеров и техников, звукорежиссеров были уволены, другие переключились на более востребованные в наши непростые времена профессии. И поэтому вопрос "что будет дальше?" тревожен и горек.
Как изменятся летние open air в этом сезоне, что будет сделано для комфорта зрителей и все ли артисты готовы вернуться на сцену? Об этом обозреватель "РГ" расспросил Андрея Клюкина - генерального продюсера трехдневного музыкального фестиваля "Дикая мята", который должен стартовать уже 18 июня в Тульской области, на поле деревни Бунырево - раньше всех остальных open air.
Как прошел для вас год без "Дикой мяты"? Оставалась надежда на то, что после вынужденных каникул сможете сделать его еще лучше?
Андрей Клюкин: Ничего хорошего в том, что фестиваль не состоялся, не было. Причем не меньше я переживал и за своих коллег: этот год отбросил российскую музыкальную индустрию уж точно года на три назад. Я говорю не только о финансовых потерях, кто из нас смог пережить их, а кто-то - нет… Но мы на "Дикой мяте", раз уж, к сожалению, освободилось время, начали делать программу Mint Music Home Live в интернете, представляющую новых молодых артистов: там были и музыка, и интервью. И даже неожиданно стали в YouTube музыкальным каналом № 1. А еще создали свой рекорд-лейбл.
"Дикая мята" возвращается к зрителям первой из всех трехдневных музыкальных фестивалей. Что для вас сейчас важнее всего: договориться, чтобы артисты и группы, на которых зрители покупали билеты год назад, приехали спеть этим летом? Или убедить людей приехать, потому что многие по-прежнему, да и справедливо опасаются коронавируса…
Андрей Клюкин: Ни то, ни другое, ни третье, потому что фестиваль "Дикая мята" всегда был для меня неким культорологическим событием. А то, что вы перечислили, больше связано с бизнесом. Но бизнес - не главное. "Дикая мята" может один год оказаться прибыльной, а другой - убыточной. В 2020-м мы, например, потеряли 18 миллионов, так еще ничего не начав делать. Но самое важное для нас - миссионерство. Я это говорю и своим сотрудникам, и вне нашей компании: "Если у вас задача - прежде всего заработать денег, то у вас ничего не получится. А важна идея, идеология". Потому что ведь никому не интересен человек, который хочет только побольше заработать. Интересен тот, у кого есть идея! А у нас она такая: мы хотим поменять музыкальный процесс в стране, и поэтому в каждом фестивале у нас 70% - это новая музыка.
Нам говорят: "Ребята, ну кого вы зовете, мы их даже не знаем!". Но через два-три года многие артисты, которые вначале выступили у нас, становятся понятными и любимыми, меняют музыкальную картину страны. И это десятки имен. Ну вот, например, первые фестивальные концерты групп "Мгзавреби", The Hatters, "Аффинаж" или "Моя Мишель" - это "Дикая Мята".
Это некий укор фестивалю "Нашествие", на котором в прежние годы всегда советовали участникам: "Пойте хиты…"?
Андрей Клюкин: Это точно не укор, потому что у всех фестивалей своя идеология. И мы с уважением относимся ко всем. Нельзя же критиковать фестиваль "Легенды Ретро FM" за то, что там звучат только старые песни? Это его идея. А "Нашествие" - продолжение интересов радиослушателей "Нашего радио", на нем выступают их любимые группы. И чем дольше они звучат в эфире - 10 лет, 20, 30 - тем их больше любят слушать. А "Дикая мята" - независимый фестиваль, у нас нет своей радиостанции или телеканала, чьи интересы мы должны поддерживать. Мы просто конкретный фестиваль - про музыку. Да и потом у нас нет рычага влияния на музыкантов. Да нам и не хотелось бы его иметь.
Раз уж вы в прошлом году потеряли 18 миллионов, не свербит ли у вас мысль о том, что, может, в этом году тогда надо вернуть эти деньги, и потому пригласить больше звезд? То есть, пусть на время, но изменить идею "Дикой мяты"?
Андрей Клюкин: Нет, мы ничего не изменим. Есть много артистов, которые хотят у нас спеть, но мы их не берем. Потому что не хочется изменять себе. Потому что представьте: к вам каждый год ездят зрители, которые постепенно начинают разделять ваши взгляды. И вот вы приглашаете группу, которую сами считаете недостойной, пусть она и коммерчески очень успешная, платите ей деньги и заставляете людей, которые ценят вас за вкус, ее слушать. Это вообще не лезет ни в какие ворота.
Зато благодаря тому, что вы экспериментируете с составом участников, некоторые группы выступают у вас за приличные гонорары (в этом году заявлены Гарик Сукачев, "Кино", "АукцЫон", The Hatters, Манижа и англичанин Ren, - прим. "РГ"), а например, новички - бесплатно?
Андрей Клюкин: Да, так оно и есть. Но и люди, и группы привыкли верить в то, что у нас не будет плохой музыки. И может потому, когда видят в афише незнакомые им имена, не отказываются покупать билеты. Они знают, что для нас приоритет - музыка, а не подсчеты "соберет ли это много зрителей" или "не соберет". И поэтому треть билетов у нас продается еще до того, как мы объявим первого артиста.
За счет чего вы все-таки выжили в фестивальный карантин, когда в 2020 году "Дикая мята" не состоялась, а вы потеряли миллионы?
Андрей Клюкин: Некоторые артисты говорят: "Обычно мы выступаем за 500 тысяч рублей, но к вам приедем за 250"… Потому что понимают: уж в этом году точно мы все должны друг друга поддерживать! Помогло нам и то, что в прошлом году многие зрители не стали сдавать билеты, тем более, что они будут действительны и на эту "Дикую мяту". Шесть тысяч билетов было куплено. И обратно вернули только 300. И эти деньги тоже помогли нам организовать фестиваль 2021 года.