Кто первым совершил подвиг Александра Матросова
Ровесник революции
Родился он в 1917 году в крестьянской семье на Вологодчине. Отец погиб на Гражданской войне, мать с четырьмя детьми в поисках лучшей доли перебралась в город. Саша выучился на токаря, поступил на паровозоремонтный завод, стал комсомольцем и мастером, а в 21 год его призвали в армию. О карьере военного Панкратов мечтал с детства - интересом к профессии танкиста и организаторскими способностями он привлек внимание командования и был направлен учиться дальше: на окружные курсы, затем в военное училище. Войну Александр встретил кадровым офицером, политруком танковой роты в приграничной Латвии. В бой он вступил уже 23 июня под Шяуляем: участвовал в вылазках в тыл врага, засадах на немцев, в бою за село Спас-Нередица возглавил атаку роты.
Матери в Вологду приходили короткие энергичные письма: "Стоим в лесу под Псковом. Ждем приказа. Немца бьем крепко. Я жив, здоров". В середине июля: "Немцы нас, танкистов, как и моряков, называют "черными дьяволами". Мы не из тех, кто кажет врагу спину". В начале августа: "Не горюй, мама! Фашистов мы все равно разобьем, и если придется погибнуть, умру героем". Александра Никаноровна писала в ответ: "Благословляю тебя на бой с врагом: бей беспощадно фашистских злодеев, обагривших кровью наших людей, нашу родную землю..."
Танкист, разведчик, снайпер
К началу июля 125-й танковый полк, в котором воевал Панкратов, остался без техники - немцы повыбили легкие Т-26. Танкисты сняли со сгоревших машин пулеметы и зарылись в землю. Политрук был неплохим стрелком и стал снайпером. Он выносил свою позицию далеко за передовую и раз за разом бил немцев, стараясь выцеливать офицеров. Число зарубок на прикладе его винтовки росло.
После нескольких дней жестоких боев за Новгород противник захватил Кириллов монастырь. На его крепких стенах немцы усадили артиллерийских наводчиков, а расположившиеся за монастырем батареи взяли под обстрел всю обширную луговину реки перед обителью. Монастырь необходимо было отбить. Атаки продолжались весь день 24 августа, но немцы прижимали пехоту к земле перекрестным огнем из пулеметов. В ночь на 25 августа рота Панкратова незаметно переправилась через речную протоку и начала ползти к монастырю через кусты и осоку. Немцы заметили лазутчиков и открыли по ним ураганный огонь.
"Пренебрегая опасностью, люди пошли в атаку. Немцы встретили их ружейно-пулеметным огнем. Сразу же выбыл из строя тяжело раненый командир роты. Принявший командование Панкратов вырвался вперед и каким-то чудом невредимым достиг пулеметного гнезда. От пулемета, прижавшего его роту к земле, юношу отделяло не больше полутора десятков шагов. Сорвав висевшую на поясе гранату, Александр вырвал чеку, бросил гранату и упал на землю. Когда осколки просвистели над головой, политрук приподнялся, но бетонный колпак гнезда был цел. Не пробила его и вторая граната. Вытерев фуражкой пот с лица, Панкратов осторожно, бочком стал продвигаться к колпаку и вдруг резким рывком навалился грудью на изрыгающий пламя ствол. Последним его словом было: "Вперед!", - написал в книге "Люди нашей дивизии" Ахилл Банквицер.
Шаг в бессмертие
В ноябре 1941 года о подвиге политрука Панкратова скупо сообщила "Правда". Когда через два года под Псковом 19-летний автоматчик Сибирской добровольческой бригады Александр Матросов закрыл собой амбразуру немецкого дзота, освещалось это гораздо подробнее. По идеологическим соображениям перенесли даже дату подвига - с 27 на 23 февраля, чтобы выглядело праздничнее.
16 марта 1942 году Александру Панкратову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). За годы войны его подвиг повторили 402 человека. 18 из них при этом выжили.