В Уфе состоялась премьера спектакля "Капитанская дочка"

"Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный" - писал Александр Сергеевич Пушкин в повести "Капитанская дочка". А Национальный молодежный театр (НМТ) РБ имени Мустая Карима наглядно показал - почему.
Пресс-служба НМТ им. М. Карима

Пушкинское произведение инсценировал Владимир Жеребцов, а поставил режиссер из Санкт-Петербурга Искандер Сакаев. Жанр спектакля - "дознание". Петр Гринев отвечает на вопросы, и через его рассказ в течение полутора часов зритель, не отвлекаясь ни на минуту, переживает все, о чем писал Пушкин.

Уфимская публика с особым вниманием относится к тому, что связано с Крестьянской войной, ведь в ней участвовали и башкиры. Яркий образ одного из них воплотил Вадим Клысов. Его герой бунтует не впервые - мы видим его с отрезанным языком, значит, его уже наказали, но бунтарский дух не выбили.

Искандер Сакаев - не только режиссер-постановщик, но и автор пластической партитуры. Спектакль выстроен так, что одно плавно перетекает в другое. Так, колодки каторжников превращаются то в стол, то в забор, а некоторые персонажи предстают в разных образах. Капитан крепости Иван Кузьмич (Асхат Накиев) становится то генералом Рейсдорпом, то каторжником Хлопушей, его жена Василиса Егоровна - то попадьей, то Екатериной II, а бунтующий башкир - русским офицером. Зрителю тонко намекают, что в жизни, а в театре и подавно - все условно.

Но есть и константы. Это Петр Гринев (заслуженный артист РБ Дмитрий Гусев), Маша (Эвелина Завричко), Пугачев (заслуженный артист РБ Салават Нурисламов), Швабрин (Евгений Лопатин), Савельич (заслуженный артист РБ Ренат Фатхиев).

В спектакле нет громоздких декораций и моря реквизита. Но все, что находится на сцене, используется в полной мере.

Занесенные снегом оренбургские степи символизирует огромное белое полотнище, напоминающее саван. Масштабность бунта - спускающиеся с колосников завесы то из пушечных ядр, то из скрещенных сабель, то из топоров и вил. Массовых сцен нет, но зрителю нетрудно вообразить масштаб битв крестьянской армии Пугачева с правительственными войсками. Этому помогает как визуальный, так и аудиальный ряд: мы слышим грохот рвущихся снарядов, сабельный звон, крики, топот несущейся по полю конницы. Они вплетаются в музыкальную канву (композитор Владислав Колчин, Санкт-Петербург) и служат фоном, на котором разворачиваются события.

Художник-постановщик Наталья Кузнецова не стремится к историзму, создавая костюмы. Например, знаменитый заячий тулупчик представляет собой сотканное из лохмотьев одеяние, как и "наряды" большинства персонажей. И в контраст этому оборванному миру простых людей и низших армейских чинов - одежда власть предержащих: роскошное платье императрицы и щеголеватый мундир генерала. Жизнь протекает, то взрываемая бунтами, то утихая до штиля, между этими полярностями.

Кстати

При всей современности формы спектакль погружает в атмосферу пушкинского повествования. Во многом благодаря женским образам. Их воплотили Елизавета Набиева, сыгравшая в НМТ десятки ролей, и дебютантка Эвелина Завричко. Обе настолько интонационно и пластически точно передали суть характеров пушкинских героинь, к которым автор и сам испытывал несомненную нежность, что публика невольно сопереживает им, безвинным жертвам кровавого бунта. Кстати, если не знать, что для Эвелины Завричко, только что принятой в русскую труппу НМТ, это первая роль в профессиональном театре, а репетиции совпали с выпускными экзаменами в институте, то можно подумать, что она - опытная актриса.