Хочешь увидеть самое интересное - не обязательно в Петербурге, но и во всей стране - иди в Эрмитаж. В минувший понедельник, в выходной день в музее, журналисты были приглашены на пресс-показ новой музейной премьеры. Это проект "Флора", названный так в честь двух эмблематичных для Эрмитажа "Флор" - Мельци и Рембрандта.
"Флора", международный проект, который начинался в Художественно-историческом музее Вены под названием "Ганимед", необыкновенным образом продолжился в Эрмитаже. Вокруг известных, специально выбранных для него картин и скульптур музея каждый четверг сентября и октября будут проходить литературные мистерии. "Музейно-театральный проект", "серия перформансов" - поясняют в Эрмитаже жанр представлений, которые продюсировал Петер Вольф и ставила Жаклин Корнмюллер ( консультации по истории искусств - Аркадий Ипполитов).
- "Оживление", "живые картины" - так делалось и Вене, где императорская семья выступала в инсценировках, и в Петербурге, где в этом участвовали великие княжны. А в 1888 году - 16-летняя принцесса Аликс Гессенская ( будущая последняя русская императрица - прим. ред.) также вместе с внуками королевы Виктории принимала участие в "перформансах" на темы картин, - напомнил журналистам давнюю историю подобных представлений директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Это, конечно не то же самое, но тоже очень важно.
Но на самом деле это воспринимается как выставка … современного литературного текста. Рядом с известной картиной. Иногда текст звучит, как некая актуализация, иногда как абсолютный контрапунт. Писатель часто не иллюстрирует увиденное, а говорит "наоборот", как, например, Виктор Мартинович, чей текст "Младенец с младенцем" о службе, отбирающей ребенка у матери, которая ни в чем виновата, просто бедна и не имеет возможности на кого-то опереться, читается рядом со знаменитой "Мадонной с младенцем и ангелами" Джулио Чезаре Прокаччини. Текст звучит на таком контрасте, что ты как будто попадаешь под холодный душ.
Хореограф и актриса Лилия Бурдинская, почти визуализируя каждое слово, читает рядом с "Флорой" Мельци текст Мартина Поллака "В моем саду". А актриса Анна Буданова в чуть суховатой современной манере так изображает рядом со скульптурой Адониса Джузеппе Маццуолы шекспировские страдания Венеры, что не замечаешь, как начинаешь плакать вслед за ней. Те де, кто никогда не проходят мимо "Амура и Психеи" Кановы, могут увидеть уникальный световой перформанс со скульптурой.
И это только то, что показали журналистам. А зрителей еще ждут тексты Евгения Водолазкина ( рядом с картиной Хосе де Риберы "Святой Иероним и ангел"), Татьяны Толстой ( рядом с "Возвращением блудного сына" Рембрандта), Ольги Седаковой ( рядом с "Флорой" Рембрандта).
Сегодня, когда все с каким-то варварским пафосом провозглашают оправдавшийся прогноз Макклюэна - аудиовизуальное восприятие вытесняет знаковое, и люди куда больше хотят "смотреть и слушать", чем "читать", великие музеи, место самой роскошной визуальности в мире, не испытывают удовольствия от пирровой победы. Но подставляют запечатленному в знаках тексту свое плечо - слушайте и смотрите, как звучат современные тексты в музее рядом с великими картинами.
- Это смелый эксперимент потому, что всем кажется, что они так хорошо понимают картины и никакой другой интерпретации быть не должно, - говорит Михаил Пиотровский. - А на самом деле появляется новое видение. Творец никогда не будет рассказывать о том, что общепринято видеть в картине, а расскажет то, что видит он… Я не сомневаюсь, что у многих это вызовет отторжение, но уверен, что большинство получит огромное удовольствие, для них откроются новые взгляды на хорошо известные вещи.