Радары РУС-2 сорвали "балтийский Перл-Харбор" 80 лет назад
Вот как описывают воздушную битву участники событий - старший оператор станции "Редут-З" Григорий Гельфенштейн и пилот бомбардировщика Ju-87 Ганс-Ульрих Рудель.
"Воскресенье. Этот солнечный день запомнился мне на всю оставшуюся жизнь. Дежурство идет нормально. Аппаратура работает отлично. Начинаю наблюдать движение больших групп самолетов из районов станции Дно, со стороны Луги. Они двигаются вдоль линий железной дороги. Так начинались массированные налеты на Ленинград. Почти одновременно поднимаются самолеты над немецкими аэродромами Красногвардейска и Сиверской. И это уже бывало", - пишет в своих воспоминаниях Григорий Ильич.
По немецким данным, в первой волне шли 40 бомбардировщиков Ju-87 и Ju-88, а также 22 истребителя-бомбардировщика Me-109.
"Количество самолетов все возрастает. И какие-то происходят сложные перестроения…Еще беру пеленг, уточняю количество самолетов, и просто холодок начинает морозить спину. Их уже порядка 220-250. И тут я вдруг понимаю: они вот-вот возьмут курс на Кронштадт… Сознавая, чем грозит мне ошибка, беру у оператора Майорова телефонную трубку прямой связи со штабом ПВО КБФ и, волнуясь, говорю: "Внимание! Это идут на вас. На ВАС! Не на Ленинград, а НА ВАС! Давайте воздушную тревогу !!! Их 250!!" Сказал это все прямо открытым текстом, не отрывая глаз от картинки на экране", - вспоминает ветеран.
С момента обнаружения и объявления боевой тревоги прошло 8-10 минут. В это время на боевом курсе в небе шел пилот II штурмовой эскадры "Имельман" Рудель.
"Ярко-синее небо, ни облачка. То же самое - над морем. Над узкой прибрежной полосой нас атакуют русские истребители, но они не могут помешать нам дойти до цели. Мы летим на высоте трех километров, огонь зениток смертоносен. С такой интенсивностью стрельбы можно ожидать попадания в любой момент… Мы говорим себе, что Иван не стреляет по отдельным самолетам, он просто насыщает разрывами небо на определенной высоте. Другие пилоты полагают, что, меняя высоту и курс, они затрудняют работу зенитчиков. Один самолет даже сбросил бомбу за несколько минут до подхода к цели ... Дикая неразбериха в воздухе над Кронштадтом, опасность столкновения велика", - пишет немецкий летчик.
"И сплошная стена огня взметнулась вверх! В одно мгновение небо оказалось перечеркнуто огненными трассами зенитных снарядов и пулеметных очередей... И уже нет тех стройных колон. Они рассыпались на отдельные составляющие. Натолкнувшись на непроходимую стену сплошного заградительного огня, самолеты противника стали искать, куда бы сбросить бомбы... Большинство бросают их в воды залива", - написал Гельфенштейн.
Однако немецкие полевые аэродромы располагались в непосредственной близости к фронту, и пилотам люфтваффе удалось совершить еще несколько массированных налетов на Кронштадт.
Три 500-кг бомбы попали в носовую часть линкора "Октябрьская революция". Команде удалось быстро погасить пожар и корабль своим ходом перешел на Малый Кронштадтский рейд. Повреждения также получили крейсер "Киров", эсминцы "Грозящий" "Гордый" "Сильный" и "Славный", канонерская лодка "Пионер".
Две 500-кг бомбы легли рядом с эсминцем "Стерегущий" - корабль перевернулся и затонул прямо у пирса - его удалось поднять и ввести в строй только в 1944 году. Кроме того, были потоплены транспорты "Леваневский" и "Берта", а также несколько портовых судов. Всего в городе и на кораблях погибло 135 человек, еще 95 получили ранения. Для сравнения - потери американского флота от налета японской авиации в Перл-Харбор потопленными и поврежденными составили 18 кораблей и более 2400 погибших.