Поделиться

    Покоритель "штопора": чем прославился летчик Константин Арцеулов

    Выдающийся летчик, талантливый конструктор, одаренный художник, внук мариниста Ивана Айвазовского Константин Арцеулов вошел в историю как покоритель одной из ключевых фигур высшего пилотажа - "штопора". Он стал первым в истории отечественной авиации летчиком, кто намеренно ввел свой "Ньюпор" в него и успешно завершил полет.
    wikipedia.org

    Младшая дочь Ивана Айвазовского Жанна стала женой известного кораблестроителя и конструктора Константина Арцеулова. В 1891 году у них родился сын Константин. Детство он провел в Крыму, в доме дедушки. И именно там проявил свой первый талант - художника. Впоследствии Константин даже пытался поступить в петербургскую академию художеств и стал известен как иллюстратор. Но жизнь готовила ему иной путь к славе.

    Параллельно с занятиями живописью Константин увлеченно моделировал планеры. Одно время он даже трудился в сборочном цеху авиазавода "Первого Российского товарищества воздухоплавания Щетинина и К°", поэтому с техническими особенностями самолетов был знаком отлично. При производстве работала школа пилотов "Гамаюн".

    В 1910 году Арцеулов начал учиться летать. Свой первый полет на самолете "Россия-Б", еще не имея диплома об окончании летной школы, Константин совершил в августе этого года. В 1911 он успешно сдал выпускные экзамены и получил звание пилота-авиатора.

    В 1915 году после ранения в ходе одного из сражений Первой мировой войны Арцеулов попросил о переводе его из кавалерии в авиационную часть. Наличие диплома оказалось весомым аргументом в глазах командования, поэтому уже в марте Константина отправили на учебу в Севастопольскую военную авиационную школу. В июле он получил квалификацию военного летчика и стал служить в составе 18-го разведывательного корпусного авиационного отряда 11-й Армии Юго-Западного фронта. За все время службы в отряде он совершил 21 разведывательный полет и даже подбил один немецкий самолет-разведчик.

    В то время некоторые летчики уже пытались покорить штопоры: кто на "Фармане", кто на "Блерио", кто на "Ньюпоре". Однако попытки заканчивались авариями, в том числе, с гибелью пилотов. С появлением более новых и быстрых самолетов трагические финалы штопоров участились. Арцеулов дерзнул разобраться в физике этой фигуры.

    "Не вдаваясь в подробности и идя на некоторое упрощение, скажем, что суть дела Арцеулов справедливо усмотрел в том, что встречный поток воздуха обтекает попавший в штопор самолет под чересчур большими углами снизу и сбоку. Говоря техническим языком, самолет находится на закритических углах атаки и больших углах скольжения. Именно от этого и возникает неуправляемая авторотация - самовращение. А раз так, значит, для вывода из штопора нужно постараться прежде всего поставить самолет "по потоку" - педалью руля направления устранить боковое скольжение, а рулем высоты опустить нос самолета. Вот это-то и представлялось летчикам противоестественным!", - пишет в своей книге "Жизнь Арцеулова" Марк Галлай.

    Арцеулов предположил, что в штопоре следует отбросить инстинктивное желание отклонить ручку в обратную сторону, чтобы прекратить вращение самолета. Проверить теорию можно было лишь одним способом: на своем опыте, на самолете "Ньюпор-21". Произошло это 24 сентября 1916 года на аэродроме Севастопольской школы.

    - Конечно, впечатление, первый раз попав в штопор, было не особенно приятное, и поэтому, как только я убедился, что это действительно штопор, я сейчас же применил свои предложенные приемы, чтобы вывести самолет: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора. Я почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха, - самолет я остановил, - цитирует Арцеулова Марк Галлай.

    Впрочем, единственный успешный выход из штопора могли посчитать случайностью. Поэтому летчик решил повторить фигуру второй раз во время одного и того же полета. Он набрал высоту, а затем вывел его из штопора уже после четырех или пяти витков, а не после двух, как в первый раз.

    Если бы предположение Арцеулова оказалось неверным, ему грозила бы неминуемая гибель, поскольку парашюты в том время летчиками не использовались. Через несколько дней после успешного полета Арцеулова штопор было решено включить в учебную программу истребительного отделения Севастопольской школы.

    Арцеулов вскоре был назначен летчиком-инструктором, затем стал начальником летной части. Был переведен в гражданскую авиацию, репрессирован, впоследствии реабилитирован. Последние десятилетия активно трудился как художник, оформив иллюстрациями свыше 50 книг и множество периодических изданий.

    К.К. Арцеулов (первый у самолета) - призер первых советских авиационных соревнований 1922 г. в Москве. Фото: Ковтун А. / ТАСС
    Поделиться