Мушкетеры "Мурзилки"

Вспоминаем полузабытых художников, которые были кумирами советских детей в 1960-е годы
Мое советское детство было очень счастливым. Во-первых, живы родители. Во-вторых, деревья большие, а лето бесконечно. И в третьих, у меня есть журнал "Мурзилка".
А. Иткин. Портрет мушкетеров (Монин, Чижиков, Лосин, Перцов).
А. Иткин. Портрет мушкетеров (Монин, Чижиков, Лосин, Перцов).

Конечно, тогда мне было непонятно, что это целая культурная планета: под одной обложкой собирались лучшие писатели, поэты и, конечно, художники. И я даже представить не мог, что с последними спустя много-много лет познакомлюсь, а с кем-то даже подружусь...

"Мурзилку" любили все!

Они называли себя мушкетерами.

Взгляните на их картины и рисунки.

Творцы детской мечты: (слева направо) Е. Монин, Л. Токмаков, В. Чижиков, Н. Устинов, В. Перцов, В. Лосин.

Вениамин Лосин (1931-2012)

Родился 23 апреля 1931 года в Москве. Окончил среднюю художественную школу, затем Суриковский институт. Еще студентом начал работать оформителем книг. Его друг-мушкетер Николай Устинов (о нем ниже) писал: "В "Мурзилке" он делал разворотные картинки на темы революционных событий нашей истории. Каждая из них запомнилась, а вместе они составили как бы целую книгу. Тут и Разин, и Пугачев, и декабристы, и 9 января, и Зимний - много многофигурных, ярких, я бы сказал, по существу лубочных композиций..."

В. Лосин. Гуси-лебеди.

Еще один художник-мушкетер Виктор Чижиков, многие годы наблюдавший за Лосиным, отмечал его академический подход к истории: "Веня был знатоком очень многих вещей, но по деликатности никогда не лез со своими знаниями. Это он позволял себе только с близкими друзьями, да и то, когда мы работали в одном помещении..."

В. Лосин. Красноармейцы.

А сам Вениамин Николаевич судил себя жестко: "Моя первая книга, за которую не стыдно,- двадцать четвертая. Это рассказ С. Алексеева "Колокола" про Петра I".

Сказочники (слева направо сидят В. Лосин, Е. Монин, стоят В. Чижиков, В. Перцов). Фото: Виктор Ахломов

Владимир Перцов (1933-2017)

Он часто повторял: "Не рисовать - это трагедия". Так мог говорить только истинный художник. Наверняка его юные почитатели вспомнят и сегодня рисунки из серии "Страницы истории нашей Родины" - Куликовская битва, Иван Грозный, Александр Невский... "Я художник детской книги, - говорил Владимир Григорьевич. - Это живописец может себе позволить нравиться только себе или, может, еще тому, кто купит его картину. Моя работа должна была понравиться сотням тысяч, всем".

В. Перцов. Пересвет и Ослябя накануне сражения.

Его популярность в сравнении с друзьями-мушкетерами была тихой, неброской. И это уже от характера...

В. Перцов. Обложка книги "На поле Куликовом".

"На обложках книг, которые иллюстрировали друзья Перцова (и на моих тоже) красуются его шрифты. Он изобрел свой, легко узнаваемый шрифт и смело ввел его в широкое употребление", - вспоминал Виктор Чижиков, "отец" олимпийского Мишки. А Перцов не без иронии вторил: "Обычно деньги мне за это какие-то платили, но помянуть хотя бы в выходных сведениях забывали, и мои шрифты воспринимаются как написанные самим художником - ну что ж, я и старался их так писать..."

Сказочники (слева направо сидят В. Лосин, Е. Монин, стоят В. Чижиков, В. Перцов).

Евгений Монин (1931-2002)

Родился 20 июля 1931 года в Харькове. "Мама рассказывала, что все обои и стены были изрисованы мной. Причем изрисованы животными, которых я отродясь не видел - слонами, носорогами. Помню хорошо своего первого учителя. Это было в эвакуации, в Перми, я сидел и рисовал, когда ко мне подошел немолодой человек и предложил давать уроки. Он был профессиональным художником и взял меня, мальчишку, в свой круг. Счастливый билетик в моей жизни..."

Е. Монин. Русские озорные сказки.

Евгений Монин оформил более 200 книг. Его рисунки - легкие как дыхание. А за легкостью - годы поиска только своих фирменных приемов. "Он встречался с рыцарями и королями, любил беседовать с великанами и шутами, - вспоминал один из его друзей Лев Токмаков. - Но больше всего любил художник освобождать прекрасных принцесс, запертых в пещере ужасным огнедышащим драконом. Все драконы, вампиры, чародеи и прочая нечисть как огня боялись нашего художника: нрава он был веселого и умел так высмеять в своих рисунках какого-нибудь злодея, что все вокруг начинали безудержно хохотать над ним. А мы знаем, что любой, даже самый страшный людоед, если его обсмеют, немедленно теряет всю свою силу".

Е. Монин. Иллюстрация к сказке "Лиса и волк".

Надо ли говорить, как обожали такой взгляд на жизнь читатели "Мурзилки"!

А Евгений Григорьевич объяснял свою популярность просто: "Я, пожалуй, баловень судьбы. Причиной всему окружение, в которое я попал, мои добрые друзья..."

Л. Токмаков.

Лев Токмаков (1928 - 2010)

Он был старшим в их компании. Шкиперская борода, свитер - такой старый отставной капитан. Он и впрямь много "побороздил" в искусстве, по-хорошему упертый в вопросах стиля. Своеобразные формы, оригинальные герои - только его, токмаковское видение!

Л. Токмаков. Петушок.

Вспоминал: "Перед глазами встает брезгливое лицо педанта: "Бедные птички! Как вы их... Бедные детки! Они же не узнают, то бишь не познают действительности... Посмотрите за окно. Вот он какой, воробей-то"! А он видел действительность по-своему: "С уважением смотрите на рисующего ребенка. Может, именно в этот момент в нем полнее всего проявляется наследник неслыханной школы искусства, которая некогда существовала на земле".

Виктор Чижиков. Фото: из личного архива

Виктор Чижиков (1935 - 2020)

Не побоюсь назвать его одним из самых любимых детских художников за всю историю русской культуры. Он неповторим начиная со смешного автографа - чиж! Его рисунки не спутаешь ни с чьими больше - они неповторимы. А придуманный им олимпийский Миша навсегда вошел в историю нашей Родины.

В. Чижиков. Айболит.

Первым художественным редактором Чижикова был знаменитый Самуил Миронович Алянский, в 1918 году организовавший в Петрограде издательство "Алконост", друживший с Блоком. Заметили талант юноши и помогли Кукрыниксы, особенно М.В. Куприянов. Через чижиковскую жизнь проходили К.И. Чуковский, С.В. Михалков, В.С. Высоцкий, Э.Н. Успенский...

Одна из обложек "Мурзилки", нарисованная Виктором Чижиковым.

Но "Мурзилка" всегда стоял особняком. Вместе с братством художников-мушкетеров.

"Когда ребята делали книгу, я всегда рисовал в ней какую-то заставочку, иллюстрашку. Это имело для нас какое-то символическое значение", - вспоминал Виктор Александрович.

Он промчался по жизни, как метеор...

Николай Устинов с женой Юлией. Фото: из личного архива

Николай Устинов (1931)

Если бы спросили - назови самого доброго человека, которого тебе посчастливилось встретить в жизни, - я бы после мамы назвал Николая Александровича Устинова. Душевная доброта естественным образом перекочевала в каждый из его рисунков и иллюстраций. Он сумел (по словам немецкого издателя Герхарда Шрайбера) создать в своих акварелях "воздух и свет" - кто видел, тот поймет, о чем это. Вспоминая свой дебют в "Мурзилке", Устинов писал: "Первую работу - "Рассказ о первом поединке" Юрия Качаева - я довольно удачно сделал. В этом же, 1963, году мне заказали обложку. Володя Перцов сказал потом: "Ты не вошел в "Мурзилку", ты в нее ворвался!"

Н. Устинов. Обложка к книге "Черничное варенье".

А еще, по словам Виктора Чижикова, "Коля - большой мастер не только рисовать, его руки привыкли к столярной, плотницкой и другой работе. Гвоздь он вгоняет в толстую доску с одного удара".

Сейчас Николай Александрович, последний из живущих "мурзилкинских" мушкетеров, говорят, трудится над новой книгой...

Н. Устинов. Иллюстрация к стихотворению А. Блока.
ШТРИХ

Мурзилку в красном берете, шарфе и с фотоаппаратом, любимца миллионов советских детей, придумал в 1937 году художник Аминадав Каневский.