Масштабный культурный проект Van Cleef & Arpels в Москве: ювелирное и балетное закулисье

C 8 по 17 октября 2021 года в Москве, на третьем этаже Петровского Пассажа, проходит выставка En Coulisses ("За кулисами"), организованная ювелирным домом Van Cleef & Arpels, чья история неразрывно связана с искусством балета.

Van Cleef & Arpels

En Coulisses - больше, чем выставка: это огромный бесплатный (то есть общедоступный) культурно-образовательный проект, включающий экспозицию 49 знаковых музейных украшений Van Cleef & Arpels, мастер-классы от специально приехавших из Франции ювелиров марки (причем каждому из них предоставлен переводчик), лекции от экспертов Школы высокого ювелирного искусства Van Cleef & Arpels, выставку балетных фотографий Михаила Логвинова и балетных костюмов Большого театра (с которым сотрудничает Van Cleef & Arpels), а также видеопоказ балета-оперы "Зефир и Флора, или Метаморфозы", постановкой которого на сцене Дома Пашкова 7 октября было положено начало проекту.

Один из балетных эскизов. Фото: Van Cleef & Arpels

Балет "Зефир и Флора", впервые поставленный в свое время во Франции легендарным Дидло (его имя мы помним хотя бы из пушкинского "Евгения Онегина"), получил новое воплощение по инициативе Van Cleef & Arpels. Почему на сцене Дома Пашкова? Именно там спектакль впервые был показан в Москве в 1817 году: после пожара 1812 года в этом легендарном особняке временно располагалась труппа Большого театра. Нынешняя постановка осуществлена с участием ведущих артистов Большого - Дарьи Хохловой, Артема Овчаренко, Игоря Цвирко и оперных солистов Аиды Гарифуллиной и Ярослава Абаимова. Каждый день на протяжении недели трансляция в выставочном пространстве этого заснятого на видео балета-оперы запланирована на 16.00.

Истоки союза дома Van Cleef & Arpels с миром танца нужно искать в любви наследника компании Клода Арпельса к балету: еще с 1920-х годов он часто бывал в Опера Гарнье, расположенной неподалеку от бутика марки на Вандомской площади. Первые броши Van Cleef & Arpels с фигурками балерин появились в начале 1940-х годов, а позднее им суждено было стать одним из самых узнаваемых украшений дома.

Одна из первых брошей-балерин (1941 год) - "Испанская танцовщица". Фото: Van Cleef & Arpels

Вдохновением для эскизов первых брошей-танцовщиц служили портреты и фотографии именитых балерин - ювелирные дизайнеры старались передать позу балетного па, взмах тонких рук, изгиб шеи.

Эскиз броши-балерины. Фото: Van Cleef & Arpels

Лики танцовщиц выполнялись из золота или бриллианта огранки "роза" и были дополнены "украшением для прически". Сами балерины изображались в ажурной пачке из бриллиантов или цветных драгоценных камней - ювелиры создавали иллюзию, что их наряды взлетают вслед за движением танца.

Броши, представленные на выставке. Фото: Van Cleef & Arpels

Связь Van Cleef & Arpels с миром балета усилилась в 1950-е годы, когда Клод Арпельс познакомился со знаменитым хореографом Джорджем Баланчиным, сооснователем труппы New York City Ballet. Они оба были одержимы красотой драгоценных камней и танца, и эта страсть легла в основу их творческого союза. В результате на свет появился балет Баланчина "Драгоценности", впервые представленный в Нью-Йорке в апреле 1967 года.

Слева - Клод Арпельс, справа - Джордж Баланчин. Фото: Van Cleef & Arpels

Каждая из трех частей этого спектакля рассказывает историю одного драгоценного камня и символизирует одну из стран, связанных с творческим путем хореографа: "Изумруды" на музыку Форе отражают изысканность Франции, присущую также и французской балетной школе, "Рубины" на музыку Стравинского отдают дань острым синкопированным ритмам Америки и джазу, а "Бриллианты" на музыку Чайковского выступают ностальгическим воспоминанием о России и безупречной чистоте школы императорского петербургского балета.

Бриллиантовая брошь Van Cleef & Arpels, вдохновленная абрисом балетной пачки. Фото: Van Cleef & Arpels

На протяжении десятилетий балет Баланчина "Драгоценности" многократно ставился на сценах всемирно известных театров. В 2012 году Van Cleef & Arpels выступил партнером новой сценографии "Драгоценностей" в Большом театре в Москве. В основу художественного оформления балета легли три цвета: зеленый - для "Изумрудов", красный - для "Рубинов" и белый - для "Бриллиантов". Художник по костюмам Елена Зайцева и сценограф Алена Пикалова отправились в архивные хранилища дома в Париже, где изучили знаменитые броши и эскизы к ним, которые стали отправной точкой в работе над образами спектакля.

История Van Cleef & Arpels и балетного искусства давно вышла за рамки создания драгоценностей в виде танцовщиц. Уже много лет дом принимает участие в постановке балетных спектаклей на больших мировых сценах и поддерживает таланты на сцене Большого театра. В 2017 году на исторической сцене Большого при поддержке Van Cleef & Arpels состоялась премьера балета "Нуреев", посвященная жизни и творчеству гениального танцовщика из России. Сюжет балета и его либретто были разработаны режиссером Кириллом Серебренниковым. А в 2019 году Van Cleef & Arpels стал официальным спонсором Большого театра.

Брошь-балерина, представленная на выставке. Фото: Van Cleef & Arpels

Но вернемся в Петровский Пассаж. Экспозиция украшений Van Cleef & Arpels включает 49 уникальных ювелирных творений, среди которых 16 знаковых брошей-балерин, созданных в период с 1940-х по 1990-е годы, а также минодьеры (миниатюрные дамские несессеры, популярные в 1930-е годы) с изображением балетных сцен. Среди других ювелирных шедевров - фантазийные броши в виде цветов и листьев, знаменитое колье Zip ("Молния"), на исполнение которого по заказу герцогини Виндзорской потребовало более 10 лет. А еще впервые в Москве показывают бриллиантовую тиару Грейс Келии - в ней княгиня Монако присутствовала на свадьбе своей дочери в 1978 году.

Драгоценные броши-балерины, представленные на выставке. Фото: Van Cleef & Arpels

В одном из залов экспозиции талантливые мастера (или Mains d"Or, "золотые руки" - ювелиры, закрепщики камней, полировщики), из ателье Van Cleef & Arpels на Вандомской площади показывают, как рождаются ювелирные творения, требующие многих часов кропотливой работы.

Эксперты собственной ювелирной школы дома проводят лекции. "Секреты сентиментальных украшений" - о том, как люди выражали свои чувства через драгоценные предметы, какие тайные смыслы, послания и романтические истории могут заключать в себе ювелирные творения и что такое "секретный язык любви". "Танцующие украшения" - история создания знаменитых брошей-балерин Van Cleef & Arpels и проведена параллель между двумя мирами - ювелирным и балетным. "Тайный язык цветов" - лекция о символических значения цветов. Все лекции проходят на английском языке с синхронным переводом на русский в онлайн-формате - так все поклонники ювелирного искусства смогут присоединиться к дискуссии из любой точки мира.

Выставка, фильм и лекции открыты для всех по регистрации на сайте www.vancleefarpels.com

Экспозиция находится на 3 этаже Петровского Пассажа (ул. Петровка, 10) - напомним, что по этому же адресу на первом этаже расположен двухэтажный флагманский бутик Van Cleef & Arpels.

Время работы выставки - с 11:00 до 22:00. Экскурсии в сопровождении гида доступны по будням в 12:00 и 18:00, по выходным в 12:00, 14:00, 16:00 и 18:00. Познакомиться с мастерами Mains d"Or можно с 8 по 14 октября с 12:00 до 16:00 и с 17:00 до 21:00.