13.10.2021 14:53
    Поделиться

    Минстрою предложили выделять 5 млрд рублей в год на модернизацию ЖКХ

    Доля ресурсоснабжающих организаций в формировании углеродного следа доходит до 25%, зданий и многоквартирных домов - около 6,5%. Об этом рассказал первый замминистра строительства и ЖКХ Александр Ломакин на сессии "Энергетический переход в жилищно-коммунальной сфере и господдержка программ обновления коммунальной инфраструктуры" Российской энергетической недели.

    "Мы видим рост внимания к проблемам экологии со стороны населения в целом, также видим ужесточение международного законодательства в части потребления углеводородных ресурсов", - отметил Ломакин. Министерство сейчас актуализирует строительные нормы и правила, которые позволят использовать для строительства и ремонта самые передовые практики и материалы, рассказал замминистра. Действуют программы по стимулированию энергоэффективного капремонта. "Снижение платы может доходить до 30% и даже до 50% по сравнению с домами, где такие технологии не применялись", - отметил Ломакин.

    По снижению углеродоемкости экономики Россия пока проигрывает мировому сообществу, отметил заместитель министра энергетики Петр Бобылев. У нас темпы снижения около 1,6% за пять лет, тогда как среднемировой - 5% за тот же срок. "Если сфера ЖКХ не будет трансформирована за ближайшее десятилетие, она станет очень серьезным сдерживающим фактором снижения энергоемкости российской экономики", - отметил он.

    Жители начинают задумываться об энергоэффективности, когда видят реальный результат, отметила заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк. В Москве, к примеру, с 2017 года действует пилотный проект, в рамках которого многоквартирные дома заключают энергосервисные договоры. За это время размер собственных вложений граждан в энергоэффективный ремонт резко вырос.

    Основной барьер в развитии энергосервисных договоров - льготники, отметила член Общественного совета Минстроя Ирина Булгакова. Около трети жителей имеют льготы по оплате ЖКУ, но они не распространяются на энергосервис. "Шесть лет либо энергосервисная компания должна эти деньги взимать с соседей, либо терпеть убытки, либо тот, кто получает льготы, должен платить больше, чем до того, как было установлено энергосервисное оборудование. Поэтому такие проекты реализуются только в Москве, которая приняла решение компенсировать такие льготы из регионального бюджета, и в Якутии, которая приняла свой закон", - отметила эксперт.

    Фонд содействия реформированию ЖКХ планирует поддерживать проекты, которые основаны на переходе от традиционных к более экологически чистым видам топлива, - например, таким как сжиженный газ или топливо из отходов (это одновременно позволяет до 50% снизить объем мусора, вывозимого на полигоны), рассказала Сердюк.

    Проекты по повышению энергоэффективности в малых городах при их запуске на заемные средства не могут генерировать достаточно выручки для обслуживания и возврата кредитов, отметила Сердюк. Поэтому фонд обратился в Минстрой с предложением о выделении ежегодно в 2022-2024 годах по 5 млрд рублей на оказание финансовой поддержки модернизации коммунальной инфраструктуры, она может быть ориентирована на объекты с износом более 60% в городах с населением до 200 тысяч человек. Также фонд обратился в Минстрой с предложением продолжить поддержку энергоэффективного капремонта.

    Поделиться