Впервые обнаружена экзопланета за пределами Млечного Пути

NASA/CXC/M. Weiss

Международная команда астрономов объявила об открытии экзопланеты, которая, вероятно, обращается вокруг своей родительской звезды за пределами нашей галактики. Если дальнейшие наблюдения подтвердят ее существование, то эта планета станет первой, обнаруженной за пределами Млечного Пути.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy, а коротко о нем сообщает Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики. До сих пор все известные науке экзопланеты астрономы находи исключительно в пределах нашей галактики Млечный Путь. Это означает, что все они находятся на расстоянии менее 3000 световых лет от Земли.

Однако в новом исследовании описывается экзопланета, расстояние от Земли о которой предварительно оценивается примерно в 28 миллионов световых лет. То есть, данный объект находится в тысячи раз дальше от нас, чем все другие известные нам планеты.

Авторы работы пишут: обнаружены признаки того, что данная планета вращается вокруг своей родительской звезды за пределами галактики Млечный Путь. Этот интригующий результат был получен с помощью рентгеновской космической обсерватории Chandra X-ray Observatory. Согласно правилам, существование планеты должно быть подтверждено последующими независимыми наблюдениями.

Поэтому на данный момент исследователи идентифицировали далекий объект в качестве кандидата в экзопланеты. Установлено, что находится он в спиральной галактике Мессье 51 (M51), которую также называют галактикой Водоворот из-за ее характерного профиля.

"Мы пытаемся открыть совершенно новую арену для поиска других миров путем поиска планет-кандидатов в рентгеновском излучении, - говорит руководитель исследования Розанна Ди Стефано. - Эта стратегия позволяет обнаруживать их в других галактиках".

Дальняя планета была обнаружена так называемым транзитным методом. Он основан на идее о том, что планеты во время своего вращения периодически перекрывают от стороннего наблюдателя свет своей звезды. Когда такое явление, имеющее определенный закономерный цикл, зафиксировано, астрономы приступают к расчетам. Это позволяет им вычислить расстояние до объекта, а также его основные характеристики, например, размеры.

Впрочем, новое исследование отличалось от предыдущих тем, что оно было зафиксировано не в оптическом свете - исследователи искали "провалы" в яркости рентгеновских лучей. Такие лучи, как правило, излучают нейтронные звезды или черные дыры. Новый метод удобен тем, что позволяет фиксировать даже крошечные уменьшения яркости света. Это важно в том случае, если свет звезды периодически перекрывает совсем небольшая планета, расположенная к тому же очень далеко от нас.

Новый метод позволил не только обнаружить планету, но и установить, что находится она в двойной звездной системе под названием M51-ULS-1, расположенной в уже упомянутой галактике M51.

По мнению исследователей, эта двойная система содержит черную дыру или нейтронную звезду, вращающуюся вокруг звезды-компаньона, масса которой примерно в 20 раз превышает массу нашего Солнца. Расчеты показали, что обнаруженная планета по своим размерам схожа с Сатурном. При этом она вращается вокруг нейтронной звезды или черной дыры на расстоянии примерно в два раза большем, чем расстояние от Сатурна до Солнца.

Ученые также пишут, что подтвердить существование вновь открытой экзопланеты будет очень сложно. На данный момент сделать это можно только транзитным методом. Это означает, что наблюдателям надо ждать момента, когда планета в очередной раз перекроет излучение от своей звезды или черной дыры. А ближайшее такое событие, увы, произойдет только через 70 земных лет.