Как советские и американские летчики шутили во время холодной войны
В 1965 году американские ВВС начали реализацию воздушной операции "Плавник акулы", которая предусматривала сбор разведданных о радиолокационных системах в Китае, Северной Корее и на советском Дальнем Востоке. Для выполнения задания привлекались реактивные самолеты Douglas F3D Skyknight, которые после модернизации получили наименование F-10.
Всепогодный ночной истребитель-перехватчик Skyknight представлял собой моноплан с прямым крылом и однокилевым хвостовым оперением. Самолет, дебютировавший в 1951 году в боях на Корейском полуострове, имел на вооружении четыре 20-мм пушки М-12 с боезапасом 50 снарядов на ствол, а также четыре управляемые ракеты. Некоторые модификации превращали F-10 в "атомный бомбардировщик", который мог нести две обычные или ядерные бомбы массой до 900 килограммов. Экипаж самолета - два человека. Максимальная скорость - 909 километров в час.
Однако к началу вьетнамской кампании Skyknight использовались в качестве самолетов РЭБ. И хотя американцы летали над нейтральными водами, на их перехват регулярно вылетали советские истребители.
"В первый раз, когда нас перехватили, они сообщили, что мы их фотографировали, так как у нас были 35-миллиметровые ручные камеры. Русские по рации сообщили в пункт управления: "Они нас фотографируют. Что нам делать?" У одного из российских диспетчеров было чувство юмора, и он сказал: "Улыбнись". Кто бы мог подумать, что у русских вообще есть чувство юмора?" - цитирует портал The Aviation Geek Club пилота-ветерана Чака Хаусмана.
Американские пилоты старались не отстать от коллег из СССР. В конце января 1965 года на топливных баках F-10, летевшего в сторону Владивостока, появилась шутливая надпись на русском.
"Это не было санкционировано, но мы подумали, что немного оживим ситуацию, поэтому на русском языке нарисовали "ВСТУПАЙТЕ В КОРПУС МОРСКОЙ ПЕХОТЫ США". Позже мы узнали, когда появились перехватчики, они подошли немного ближе, чем обычно, и передали содержание надписи наземному диспетчеру", - вспоминает Чак Хаусман.
Однако желающих изменить присяге среди советских летчиков не нашлось. Зато выходка американских пилотов заинтересовала руководство Агентства национальной безопасности в Вашингтоне, которое распорядилось не устраивать провокации и избавиться от надписи.