Музей Patek Philippe отмечает 20-летие
В женевском музее Patek Philippe особое место занимает изготовленный в Москве сервиз в старорусском стиле из позолоченного серебра с двенадцатью чарками - подарок часовому дому от Николая II. Чем же был заслужен такой презент? Расскажем обо всем по порядку.
В ноябре 2001 года увлечение всей жизни главы Patek Philippe Филиппа Стерна привело к открытию "Храма часового искусства" - музея Patek Philippe. В бывшей фабрике по производству часовых корпусов и аксессуаров расположилась уникальная коллекция, наглядно представляющая пятивековую историю часового производства - результат целенаправленного коллекционирования трех поколений семьи Стерн, владельцев компании.
Здесь собраны не только часы марки - экспозиция гораздо шире. Она состоит из двух основных коллекций: уникального собрания старинных часов (начиная с XVI века) и коллекции часов собственно Patek Philippe, выпущенных начиная с 1839 года (даты основания марки) и до наших дней, включая Caliber 89 - они были созданы в 1989 году в честь 150-летия компании и на момент создания были самыми сложными в мире.
Здесь представлены переносные механические часы, модели Patek Philippe почти за два века истории компании, а также знаменитые на весь мир автоматоны и эмалевые миниатюры работы женевских мастеров.
На третьем этаже музея находится библиотека, насчитывающая более 8000 изданий, посвященных времени и измерению времени. Здесь есть редчайшие публикации трудов Галилея, Ньютона и Гюйгенса. Архивные документы рассказывают об истории Patek Philippe.
Как дань уважения труду первых швейцарских часовщиков и ювелиров на нижнем этаже выставлены орудия их производства. Старинные станки и инструменты представляют не только исторический, но и практический интерес: Patek Philippe продолжает использовать и способствует сохранению традиционных техник ручной работы.
В открытой для обозрения мастерской реставратора, которая воссоздаёт кабинет женевского часовщика прошлых веков, старинные часы обретают новую жизнь.
Часовое производство в Женеве возникло в конце XVI века благодаря французским беженцам-гугенотам, и город сумел преуспеть в жёсткой конкурентной борьбе. Экспозиция показывает, что женевские часы не уступали продукции мастеров Лондона и Парижа. В поисках новых возможностей для сбыта швейцарские часовщики достигли Стамбула, а в конце XVIII века потеснили англичан на рынке Китая.
Превращение часового дела в точную науку обязано изобретению Гюйгенсом в 1674 году системы баланс-спираль - регулятора времени, основанного на принципе равномерного колебания маятника. В музее представлены первые механизмы, которые отсчитывали минуты и секунды. Гонка за точностью измерений привела к созданию хронометров, необходимых для навигации, а хронографы, появившиеся в начале XIX века, открыли новые возможности для измерения промежутков времени в спортивных соревнованиях.
Сложнейшая механика нашла применение и в автоматонах с поющими птицами и движущимися под музыку фигурками людей и животных. Некоторые экземпляры для дам были весьма экстравагантны: модницы времён Марии Антуанетты и Жозефины Богарне любили дополнять свои наряды часами-фантазиями в виде животных, цветов, фруктов или музыкальных инструментов.
Кульминацией развития часового искусства к началу XIX века стали изделия Абрахама-Луи Бреге (Breguet), знакомые русскому человеку по произведениям Пушкина и Куприна. Наполеон Бонапарт и герцог Веллингтон носили только часы Breguet. В музее Patek Philippe выставлены так называемые "тактильные" часы, принадлежавшие брату Наполеона Люсьену: они позволяли незаметно для других узнавать время наощупь даже через одежду.
Созданию компании Patek Philippe под тем именем, под которым мы ее знаем сегодня, способствовали два выдающихся человека: напористый предприниматель, поляк по происхождению, Антуан Норбер Патек (вместе с Франсуа Чапеком он в 1830 году основал компанию Patek, Czapek & Cie.) и французский часовщик Жан Адриан Филипп, изобретатель всем сейчас известной системы завода часов и перевода стрелок с помощью заводной головки - он стал компаньоном Патека чуть позднее, и компания в 1851 году стала называться Patek, Philippe & Cie.
Экспозиция часов Patek Philippe представляет продукцию дома от ранних моделей, привлекших внимание состоятельной публики высоким качеством и изысканным оформлением, до памятных экземпляров, выпущенных ограниченными сериями к новому тысячелетию.
Почётное место в музее Patek Philippe занимают покрытые алмазами и голубой эмалью часы британской королевы Виктории, которые она приобрела прямо на стенде компании на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. С тех пор коронованные особы проявляли неослабевающий интерес к этой марке.
Русская знать не отставала от Европы: в специальной витрине выставлены часы, сделанные для русских заказчиков. В 1844 году для князя Николая Борисовича Голицына, владельца платиновых рудников, был изготовлен хронометр с редчайшим механизмом из этого почти не поддающегося обработке металла. В 1848 году Антуан Норбер Патек лично побывал в России, чтобы установить связи с часовщиками и магазинами в Москве, Санкт-Петербурге и других городах империи.
На заре технической цивилизации часы были наиболее хитроумным механическим прибором, примером для индустриальных машин. Западный мир был буквально одержим замысловатыми механизмами, которые измеряли время в разных параметрах и вмещали в часовой корпус множество дополнительных функций. Patek Philippe оказался лидером в изготовлении сверхсложных часов, чему прямым свидетельством стало историческое соревнование в 1920-30-е годы двух знаменитых коллекционеров - автомобильного магната Джеймса Уорда Паккарда и банкира Генри Грейвса, стремившихся перещеголять друг друга количеством и сложностью моделей, заказанных у Patek Philippe. Первый владел 13 сложными часами марки. У второго, как считается, их было 30, но он хотел иметь самые сложные - чего в конце концов и добился. Или у Паккарда просто закончились средства для продолжения соперничества.
В музее представлена и история развития наручных часов. Получив распространение в годы Первой мировой войны, они стали обязательным мужским аксессуаром, а не женской безделушкой, и потеснили "серьезные" карманные часы. Классикой дизайна наручных часов - функциональных и без лишних украшений - стала модель Calatrava 1932 года, не теряющая популярности до сих пор. Коллекционный интерес представляют часы, принадлежавшие Дюку Эллингтону, маршалу Иосипу Броз Тито и другим известным людям.
А что же с подарком от Николая II? Неужели у него тоже были часы Patek Philippe? Да, русский серебряный сервиз с позолотой стал знаком благодарности за "совершенно исключительные часы" со сложным механизмом и монограммой "самодержца всероссийского", которые часовой дом преподнёс тому в 1895 году.
Когда границы вновь откроются (а мы надеемся, что это произойдет), возьмем на себя смелость рекомендовать музей Patek Philippe всем, кто интересуется часами, ювелирными украшениями, историей и прикладным искусством: здесь предлагаются экскурсии на восьми языках, в том числе и на русском. А пока о выдающейся экспозиции можно составить впечатление, зайдя на сайт www.patekmuseum.com.