Рубрика:
    26.01.2022 10:26

    Первый гвардейский крейсер "Красный Кавказ" вступил в строй 90 лет назад

    25 января 1932 года на вступившем в строй крейсере "Красный Кавказ" подняли военно-морской флаг СССР. А заложили крейсер, которому суждено было стать первым гвардейским кораблем ЧФ, еще в 1913 году
    25 января 1932 года на вступившем в строй крейсере "Красный Кавказ" подняли военно-морской флаг СССР. Этот день считается началом его долгой службы.
    Александр Бродский / РИА Новости
    Александр Бродский / РИА Новости

    А если зарыться в глубь истории, то этот корабль должен был появиться гораздо раньше. Его заложили еще 19 октября 1913 года на одной из верфей Николаева. Кодовое название крейсера в период строительства было шутливым - "Балашка". Он разрабатывался по образцу серии крейсеров "Светлана". При спуске на воду судну планировали присвоить имя "Адмирал Лазарев".

    Однако начавшаяся Первая мировая война, две революции и война гражданская затормозили все планы. К началу 1920-х годов корабль оставался недостроенным. Первый раз решение достроить крейсер приняли в 1924 году. Но оно осталось нереализованным. В 1926 году к этой теме вернулись снова, и утвердили проект доводки корабля до рабочего состояния. Вооружение решили взять со старых балтийских крейсеров, которые пошли на металлолом. Вместо 130-миллиметровых орудий, предусмотренных первым проектом, запланировали установку восьми более мощных 203-миллиметровых пушек.

    Название "Красный Кавказ" достраиваемому судну дали в конце 1926 года. Тогда же было решено внести еще ряд изменений в проект - для модернизации корабля в соответствии с техническими и боевыми требованиями того времени. Котлы двигательных установок теперь должны были работать только на нефти, для увеличения скорости запланировали монтаж паровых турбин нового типа. Убрали третью дымовую трубу, изменили конфигурацию мачт с целью размещения на них дальномерных постов для управления артиллерийским огнем, усовершенствовали конструкцию корпуса. Бронирование корабля выглядело так: 75 мм - нижний пояс, 25 мм - верхний. По классу "Красный Кавказ" отнесли к легким маневренным крейсерам.

    В отличие от старых крейсеров, здесь позаботились об улучшении бытовых условий экипажа. Вместо гамаков установили стационарные кровати, для кубриков применили более современные системы отопления и вентиляции. Предусмотрели помещения для бань, душевых и медико-лазаретного блока.

    Со временем, к моменту ввода в строй, старые орудия заменили на 180-миллиметровые дальнобойный пушки, полностью поменяли первоначальное зенитное вооружение: вместо пушек Лендера установили 102-миллиметровые орудия, 45-миллиметровые зенитки-полуавтоматы. А в 1934 году для крейсера закупили в Италии спаренные 100-миллиметровые зенитки Минизини. Торпедное вооружение по сравнению с проектом увеличили вдвое - до 4 аппаратов калибра 450 мм. Кроме того, крейсер мог брать на борт 55 глубинных бомб и 100 морских мин. Первоначально корабль был оборудован катапультами для запуска самолета-разведчика КР-1, но в конце 1930-х эту установку демонтировали в связи со снятием этого самолета с вооружения.

    Моряки крейсера "Красный Кавказ" заряжают корабельное орудие. Фото: Александр Соколенко / РИА Новости

    Великую Отечественную войну "Красный Кавказ" встретил уже 23 июня 1941 года, получив первое боевое задание по установке морских мин. В течение сентября крейсер обстреливал береговые позиции врага, участвовал в высадке десанта в районе Одессы. В октябре экипаж корабля принял участие в эвакуации войск Одесского гарнизона и в охранных конвоях. Поздней осенью "Красный Кавказ" буксировал поврежденные военные суда, перевозил воинские части из Севастополя в Новороссийск, отражал многочисленные атаки гитлеровской авиации.

    Зимой 1941-1942 годов крейсер доставлял в Севастополь подкрепление, оружие и боеприпасы, участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, подавлял береговую артиллерию противника. В боях "Красный Кавказ" не раз получал различные повреждения от бомб и снарядов, от них погибла часть экипажа. Однако корабль оставался в строю. Но к концу марта 1942 года сумма повреждений (особенно после массированного авианалета у берегов Крыма) стала критичной и крейсер отправили на ремонт в порт Поти. Он продолжался до августа.

    И вот, в самом начале ремонта, экипажу сообщили весьма приятную новость: особым приказом народного комиссара ВМФ от 3 апреля 1942 года "Красному Кавказу" присвоили гвардейское звание. Это был первый крейсер советского флота, который стал гвардейским. 26 июля в Поти привезли гвардейское знамя и в торжественной обстановке вручили экипажу. В ходе церемонии моряки произнесли клятву гвардейца. Кстати, в годы войны личный состав корабля увеличился с 600 до 878 человек.

    С 11 сентября 1942 года крейсер снова стал выходить в боевые походы. В 1943 году "Красный Кавказ" защищал десантников на Малой земле и участвовал в Новороссийской операции. Конец войны корабль встретил в ремонтном доке, совершив 64 боевых похода.

    До 1952 года крейсер использовался как учебное судно. Затем старый корабль выполнял роль мишени и был затоплен во время испытания крылатой ракеты. А имя "Красный Кавказ" перешло большому противолодочному кораблю, построенному в 1967 году. Второй "Красный Кавказ" ходил по морям вплоть до своего списания в 1998 году.

    Гвардейские крейсеры "Красный Кавказ" и "Красный Крым" в боевом походе. Фото: Алексей Межуев \ РИА Новости