Писатель Андрей Максимов рассказал о важности искусства в тяжелые моменты

Никогда не понимал, почему музы должны молчать, когда говорят пушки. По мне так вовсе все наоборот: только голос муз и может заглушить грохот орудий.
РГ

Что делать, когда нервничаешь? Что делать, когда хочется успокоиться? Что делать, когда сеть переполнена фейками, которые действуют на нервные клетки куда больше, чем реальные новости.

Куда спрятаться?

В социальных сетях есть люди, которые используют сети для того лишь, чтобы выплеснуть свое раздражение. Им, наверное, от этого легче - читателям сетей тяжелей.

Куда бежать?

Искусство. Тот самый голос муз ничем не заглушаемый. Необходимый всегда, но сейчас особенно.

Музыка, театр, кино, книги не отступают, а раскрывают объятья. Войти в них, чтобы отрешиться, передохнуть. Как писал замечательный поэт Николай Глазков: "Потому что передОхнем, если не передохнЕм".

Вы знаете, что есть такая организация Москонцерт? Вот и я думал, что погибла она. Более того, так даже интернет считает, подчеркивая это слово, потому что не знает его.

Между тем, жив курилка - Москонцерт! И у него есть прекрасные залы - в самом центре Москвы, на Пушечной. И вот приходит сюда новый генеральный директор Илья Бачурин, и начинает заваривать новую жизнь.

А я в это время вместе с актерами и оркестром театра имени Моссовета делаю спектакль "Любовь и другие подробности". Потому что хочу вспомнить про своего отца - поэта Марка Максимова, про его друзей: А. Тарковского, Ю. Левитанского, Ю. Друнину, Б. Слуцкого и многих других. Чтобы рассказать про них, и чтобы, с одной стороны, стихи их прозвучали, а, с другой - чтобы получился спектакль про любовь.

И Бачурин предлагает нам играть этот спектакль в Москонцерте. И 18 марта у нас - премьера. И я думаю: оно надо сейчас кому? Стихи Левитанского, трагическая история последней любви Друниной, уникальные обстоятельства, при которых Тушнова создала "Не отрекаются любя", песня про девочку, замерзшую в автомате, которую, оказывается, написал Вознесенский...

Музыка, театр, кино, книги не отступают, а раскрывают объятья

Это все сейчас - кому? А что сейчас - кому? Бесконечные фейсбучные истерики? Бесконечная аналитика, которая, по совести, редко что анализирует?

Может быть, сейчас как раз и наступило время стихов? О каких бы страстях не рассказывала поэзия, все равно она очень упорядочивает жизнь. В ней есть определенный ритм, а, значит, дыхание; рифма, логика сердца...Это как раз то, что, как мне кажется, особенно нужно в такие времена. И мы готовим премьеру.

А еще музыка... Ольга Гебгарт придумала концерт. Вас удивляет это словосочетание? А вот - представьте себе: придумала концерт.

Территория какого-то завода. Корпуса. Довольно грязно и сумрачно. Группы людей ищут место, где должна звучать музыка. Не знающие друг друга люди постепенно объединяются, потому что у тех, кто готов слушать музыку, где угодно - особые выражения лиц.

И вот, наконец, мы видим большую афишу концерта, мы заходим. А там...

Наверное, когда-то это был цех, теперь красиво называется - павильон. При входе желающим дают шампанское и кофе. Не очень яркий свет - горят свечи, придавая происходящему ощущение таинственности. И большой портрет главного героя вечера Феликса Мендельсона.

Понимаете, да? Из зимне-весенней грязи ты попадаешь в мир Мендельсона. Практически космический полет.

Музыканты играли на аутентичных инструментах. Специально был привезен рояль Erard 1848 года. Его привез из музея-мастерской города Рыбинска Алексей Ставицкий. Перед началом Ставицкий поразительно интересно рассказывал о роялях, у которых, оказывается, свои невероятные истории.

За инструментом Дмитрий Аблогин - пианист, который очень интересуется старинной музыкой. Мое открытие - скрипач Айлен Притчин. Скрипка - это инструмент, который скрипит, потому так и называется. Притчин превращает скрип в красивую музыку. И выдающийся наш виолончелист Александр Рудин. Слышу его не впервые, и каждый раз поражаюсь: виолончель в его руках словно разговаривает, причем не просто так, но о чем-то важном и интересном.

Стихи и истории про поэтов; хорошие, глубокие песни; музыка - это то, что нам так надо сегодня

Свечи. Полумрак. Абсолютная тишина восприятия зала. Портрет очень красивого человека Феликса Мендельсона. И музыка, которой 200 лет. Передышка посредине нервной жизни. Гармония в негармоничном мире.

Великий композитор Мендельсон оказался не моим композитором. Так бывает. Нам нравятся не все люди, нами читаются не все, даже великие, книги. И самая чудесная музыка может на душу не лечь - душа, она ведь избирательна лишь по одной ей ведомой законам.

Но скажу вам: не это важно. Ольга Гебгард придумала замечательный концерт. Хороший концерт - это всегда не просто музыка, но история. Концерт Мендельсона на аутентичных инструментах - это история про вечность гармонии перед лицом любой дисгармонии и страха.

Стихи и истории про поэтов; хорошие, глубокие песни; музыка - это то, что нам так надо сегодня.

Вы никогда не думали, что душа - та самая, что очень сильна; та самая, что бессмертна - она ведь тоже устает. Иногда так, что ей хочется плакать. Иногда так, что, кажется: она не в силах ничего более воспринимать. И тогда душа наша нуждается в помощи. Если угодно в подпитке.

Чем?

Положительными эмоциями, вечной гармонией, красотой, которая, говорят, спасет мир.

Хотя сегодня, мне кажется, мир спасет теплота. Теплота свечей среди холодной погоды. Теплота стихов. Теплота людей, сидящих рядом и радующихся тому же, что и ты.

Может быть, сегодня теплота спасет мир?