- Очень важно понять, какое количество детей может дополнительно приехать, чтобы планировать и их размещение, и процесс обучения, - отметил министр. - Мы организуем подготовку преподавателей и сделаем все для того, чтобы и ученики, и их родители чувствовали себя здесь как дома.
28 февраля у ребят, приехавших в Пензу из Донбасса, случилось второе 1 сентября в этом году: они сели за парты российских школ. Эвакуированные семьи с детьми - у многих не по одному ребенку, а двое, трое, четверо - разместили в санаториях имени Володарского и "Березовая роща".
- Учиться ребята будут в школах, расположенных поблизости от мест временного проживания. Свободные места есть, учителя готовы к работе, - рассказал министр образования региона Алексей Комаров. - У школьников есть все необходимое: ранцы, учебники и другие школьные принадлежности.
В школе дети из Донбасса будут бесплатно завтракать и обедать. Все вновь прибывшие ученики прошли полную диспансеризацию: врачи осмотрели каждого и дали допуск к занятиям. Повышенное внимание - к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Марина Никитина, директор школы в селе Алферьевка Пензенского района, одной из первых пришла познакомиться с будущими учениками. Двойняшки Маргарита и Лера Чернышенко показывают ей, какие поделки сделали из яркого пластилина. Они приехали с мамой из Донецка. С радостью собираются на уроки, мечтают завести новых подруг.
А дети Елены Даниловой ходили в школу N 50 в Горловке, куда прилетел смертоносный снаряд. Погибли завуч и учитель. Учащихся в тот день в школе не было, их распустили по домам. Из Горловки Даниловы уехали в последний день эвакуации: в три часа ночи запрыгнули в автобус в чем были. До последнего надеялись, что успокоится, но снаряды с украинской стороны прилетали все чаще.
- Малой боялся засыпать один. Посреди ночи грохотало так, что мы подпрыгивали, - рассказывает Елена Данилова. - Уже стали различать, из какого орудия ударили. Не поверите, но тишина для нас была страшнее, чем взрывы. По шуму можно было сориентироваться, как далеко обстрел и какой дорогой лучше идти на работу.
В России Елена собирается работать. Дети будут учиться: глава региона Олег Мельниченко поручил в кратчайшие сроки решить все вопросы с устройством детей из Донбасса не только в школы, но и в детсады и колледжи. А Пензенский госуниверситет готов принять студентов.
В Самаре школьники, которые прибыли из ДНР и ЛНР, распределены в две школы области. Учеба пока проходит в формате индивидуально-групповых занятий. Для дошколят организованы игровые комнаты.
Конечно, всем понятно, что маленькие донбассцы учились по разным программам, некоторым пришлось и вовсе пропускать занятия. "Догонять" программу школярам помогут студенты-волонтеры Самарского социально-педагогического университета.
Для студентов из ДНР и ЛНР уже есть предложения по продолжению учебы в техникумах, колледжах и вузах Самарской области. Везде работают психологи, чтобы дети как можно скорее адаптировались на новом месте.
В Волгоградскую область прибыло 127 детей, в основном луганские. Кого-то организованно вывезли на поезде, есть и те, кто добирался своим ходом. Занятия для беженцев организованы в трех школах Волгограда и двух Волжского.
- У нас начали учиться 19 ребят - с первого по девятый классы. Портфели, учебники, ручки-карандаши - все есть, - рассказала директор волгоградской школы N 61 Татьяна Шумилина. - Во второй половине дня, после уроков у них кружки: волейбол, танцы, мягкая игрушка. Так как ребята все разного возраста, то отдельных групп для прибывших не формировали, а распределили в уже существующие классы.
Дети с интересом заглядывают в новенькие ранцы. Света Колядинцева из третьего класса показывает нам учебник, тетради, цветную бумагу, раскраску, ручки, карандаши, пластилин. Можно и на урок.
- Дома было страшно ходить, когда слышна стрельба. Страшно гулять, потому что можно наступить на мину. Да и на занятиях слышно было тяжелую артиллерию, - рассказывает шестиклассник Глеб Столяров. - В новой школе мне понравились спортзал и столовая.
Старшеклассник Дмитрий Пличко приехал из Стаханова. Правда, учиться "по-стахановски" у него пока не получается - есть тройки. Для его семьи это уже не первая эвакуация: в 2015 году тоже пришлось бежать, но тогда они не покидали ЛНР, просто переезжали подальше от линии фронта - в Красный Луч.
- Я приехал сюда с бабушкой и младшей сестрой - встретили очень тепло, - говорит Дима. - Дома остались родители. Мы каждый день общаемся по видеосвязи, очень скучаем друг по другу.
Так как уровень подготовки детей Донбасса может отличаться, для каждого выстроят индивидуальный график. Педагоги готовы подтянуть отстающих школьников. Программы уже сверили, к тому же уроки в ЛНР и ДНР проводят, в том числе, и по российским учебникам.
- У меня две девочки: Екатерина пошла в пятый "А", Марина - во второй "В". Я говорю им, чтобы не волновались, - рассказала Евгения Павлийчук из Харцызска. - Моим детям учиться интересно, правда, как и всех, их напрягает домашнее задание. Но важно не прерывать учебу, потому что потом наверстывать очень тяжело.
С 28 февраля Минпросвещения России организует "горячую линию" для поддержки детей, прибывших на территорию РФ. Помогать ребятам будут в том числе и студенты-волонтеры педагогических вузов. Заявку на получение консультационной поддержки направляет администрация школы на адрес электронной почты support@apkoro.ru с обязательным указанием темы письма: "Об оказании консультационной помощи/регион".
Оператор "горячей линии" - Академия Минпросвещения России. Дополнительную информацию можно получить по телефону +7 (800) 200-91-85.